Режим дня ребенка по месяцам с рождения. О режиме дня новорождённого в первый месяц: сон, прогулка и кормление. Допустимо ли отступать от графика

«Время бодрствования». Слышали ли вы когда-нибудь о таком термине, который относится к малышам? Лично я не слышала о таком, когда родился мой малыш. И очень зря… Я узнала об этом, когда ему было 1,5 месяца, а до этого для меня было загадкой - когда же малышу нужно укладываться спать. Оказывается, биоритмы малышей отличаются от наших. Мы обычно просыпаемся утром, бодрствуем весь день, а вечером ложимся спать. И только некоторые взрослые спят на протяжении дня. У малышей всё по-другому. Они спят и днём, и ночью. Это связано с тем, что их нервная система ещё неспособна так долго находиться в «активном» состоянии и перерабатывать столько новой для себя информации. Учёные путём наблюдения за десятками тысяч малышей определили, сколько они могут быть активными, чтобы не переутомляться. Ведь переутомление для малыша производит противоположный эффект, чем на нас. Мы, когда сильно устаём, то сразу валимся с ног и моментально засыпаем. А вот малыши от переутомления начинают нервничать, даже плакать, и не могут уснуть, хотя уже хотят. Поэтому для того, чтобы малыш хорошо себя чувствовал, нужно знать, какое время бодрствование рекомендовано для его возраста.

Сегодня исследователи полагают, что очень маленькие дети делают дремоту, потому что так называемое давление сна быстро нарастает в их мозгу, то есть потребность в сне накапливается так быстро в часы пробуждения, что сон становится биологической необходимостью. Речь идет не только о том, сколько полного сна, которое нужно детям в течение 24 часов. Возможно, из-за интенсивной синаптической активности, которая продолжается в их высокоактивных, очень связанных мозгах, маленькие дети менее способны терпеть длительные периоды времени.

Борблей, профессор фармакологии в Цюрихском университете, Швейцария, предложил «двухпроцессную модель регулирования сна». «Циркадный процесс», который был локализован в определенном месте в мозге, немного похож на часы, связывая наш сон с графиками и циклами света и темноты, независимо от того, сколько мы или не спали.

Что такое время бодрствования? Фактически это время от момента пробуждения до момента засыпания. Сюда входит кормление, игры (или же «чистое» бодрствование), переодевание, купание, подготовка ко сну (ритуал) и засыпание. То есть, формируя режим дня нужно учитывать то время, на протяжении которого малыш засыпает, а также подготовку ко сну. Если время бодрствования для вашего возраста составляет, к примеру, 2 часа, а подготовка ко сну около 15 минут и ещё столько же засыпание, то «сворачивать» игры нужно уже через 1,5 часа от момента пробуждения. Разумеется, не нужно сидеть у часов и ждать, когда протикает 1,5 часа, нужно наблюдать за ребёнком. Обычно они начинают проявлять признаки усталости ближе к моменту засыпания, но ориентироваться, когда это произойдёт, нужно. Потому что часто происходит такое, что, не зная времени бодрствования, мамы начинают укладывать малышей уже поздно, когда они переутомились, от этого малыши плохо засыпают и хуже спят. А мамы ошибочно думают, что наоборот.

Дядя случается «потому что у детей намного более быстрый гомеостаз сна - они быстрее наращивают давление сна, они не настолько терпимы к более длительным периодам бодрствования», - сказал д-р Оскар Дженни, педиатр, который является директором проекта развития ребенка в университете Детская больница Цюрих.

Как правило, новые дети спать между кормлениями в короткие периоды как дни, так и ночи. По мере того как они растут, дети спят по ночам, бодрствуя, чтобы быть активными рано утром и получать утренние сон; они снова пробуждаются для игры и еды, а затем днем.

Нормы бодрствования для малышей:

0-2 недели 15-40 мин
2-4 недели 50-60 мин
1 месяц 1ч/1ч15мин
2 месяца 1ч 15/20мин
3 месяца 1 ч 20/30 мин
4 месяца 1 ч 45/2 часа
5 месяцев 2 часа/2ч 30 мин
Конец 5 - начало 6 месяцев 2 ч 30/3 часа
6,5-7 месяцев 2 ч 45/3 ч 15 мин*
8-10 месяцев 3-4 часа*
11-12 месяцев 3,5-4,5 часа*

* Некоторые могут больше

Режим дня во время путешествий

Джудит Оуэнс, педиатр, который является директором медицины сна в Детском национальном медицинском центре в Вашингтоне. По мере роста к школьному возрасту большинство детей начинают бороться с этим оставшимся дремотом или просто оставляют его позади. Но есть много индивидуальных вариаций, и многие родители борются с ребенком, который, похоже, слишком охотно делает без сна.

Иногда возникают проблемы, потому что отказ от ворса конфликтует с ежедневной программой родителя или программой дневного ухода. Иногда родитель видит истерику и нытье и общую негативность, которые приходят с усталостью, признак того, что ребенок действительно не готов обойтись без сна.

А если малыш бодрствует меньше/больше?

Основным ориентиром в любом случае является самочувствие малыша. Если он бодр и весел, не капризничает без причины, хорошо спит днём и ночью, то поводов для беспокойства нет.

Если малыш бодрствует меньше, то, возможно, вам просто попался малыш, который любит поспать. Такие детки часто очень много спят на протяжении первых месяцев жизни. У таких малышей нужно быть внимательными, чтобы они получали достаточное количество еды, при необходимости будить на протяжении дня (не ночи) на кормления, если надо, стимулировать во время кормления, следить за набором веса. В большинстве случаев, когда малыш подрастает, то он начинает больше интересоваться окружающим миром и бодрствует уже дольше. Если малыш постарше не может «выдержать» бодрствование, рекомендованное для его возраста, то следует думать о том, что он привык ложиться спать в определённое время или же не получает достаточно сна на протяжении ночи. Отдельно следует исключить гиперусталость.

Пример управления настройками электронной почты. . «К 5 годам около 80% детей отказались от сна - это означает, что каждый пятый все еще дремлет», доктор. Он и его коллеги описали снижение дневного дремоты и консолидации ночного сна, когда выросла группа швейцарских детей. Они также обнаружили, что индивидуальные потребности детей в снах и образцы сна, как правило, соответствуют возрасту. Другими словами, дети, которые спали меньше, чем их сверстники, как младенцы, перерастают в детей старшего возраста, которым, казалось, нужно меньше спать.

В то время как общая продолжительность сна для двух групп была одинаковой, черные дети больше и чаще стареют, когда они отказываются от сна. Несмотря на интригующие результаты, изучение моделей дремоты все еще находится в зачаточном состоянии - или, возможно, в детстве. Эксперты только начинают понимать биологические основы.

Если малыш бодрствует дольше, но чувствует себя при этом нормально и хорошо спит на протяжении дня и ночи, то значит, он может принадлежать к числу мало спящих детей, которые тоже иногда встречаются. Но если он укладывается с плачем, спит короткие сны на протяжении дня, а также плохо спит ночью, то это значит, что он перегуливает. При длинном бодрствовании есть риск «загнать» малыша в гиперусталость.

Моник Ле Буржуа, ученый-сон из Университета Колорадо в Боулдере, и ее коллеги недавно провели первое исследование о том, как дремота влияет на пробуждающий ответ - всплеск гормональной секреции, который, как известно, происходит вскоре после утреннего пробуждения. Они показали, что дети производят этот ответ после коротких дремот утром и днем, хотя и не вечером, и это может быть адаптивным, помогая детям реагировать на стрессы дня.

Экспериментально ограничивая сон у маленьких детей, а затем анализируя их поведение при объединении головоломок, группа д-ра ЛеБуржуа также определяет, как дремание или его отсутствие влияют на то, как дети реагируют на ситуации. «Сонные дети не могут справляться с повседневными проблемами в своих мирах», - сказала она. Когда дети пропускают даже один сон: «Мы получаем меньше положительности, больше негативности и снижения познавательной активности».

Разумеется, все детки разные. Но поразительно то, что на протяжении первых 6-8 месяцев время бодрствование у них практически одинаковое. Иногда с точностью до 10-15 минут. Позже, конечно, «размах» уже больше, и поэтому тут малыши могут больше отличаться, но всё равно большинство бодрствуют именно столько. Поэтому сохраните себе эту таблицу, и пусть она вам поможет правильно выстроить день вашего малыша!

Но как для родителей, так и для ученых, есть много неотвеченных вопросов: когда еще слишком рано отказываться от сна? Как внутренние закономерности и культурные нормы влияют на циркадные и гомеостатические процессы? «Я думаю, что для взрослых вообще крайне необходимо быть в курсе индивидуальной детской физиологии», - сказал д-р Ле Буржуа. «Каковы возможности и каковы пределы?».

Это повседневное поведение детей, обычно источник семейной борьбы, является результатом культурных и семейных ожиданий, а также сложной биологии, которая меняется по мере роста ребенка. «Если ребенок останавливает дремоту, это представляет собой процесс неврологического созревания», - сказал д-р Дженни. «Способность мириться - это свидетельство того, что мозг созревает».

Наталия Домрес,
консультант по детскому сну и
автор проекта «Сон малыша»

Первый месяц жизни ребёнка – самый важный. В этот период ребёнок адаптируется к жизни в новых условиях, учится самостоятельно дышать, питаться, ощущать себя отдельно от мамы. Именно поэтому важно создать для новорождённого оптимальные условия, чтобы облегчить сложный период адаптации. Немаловажное значение имеет правильная организация режима дня ребенка в 1 месяц жизни, питания, купания, прогулок. Правильно организованный распорядок дня новорожденного ребёнка в первый месяц жизни оказывает влияние на его самочувствие и дальнейшее развитие. При отлаженном режиме ребёнок ведёт себя спокойно, проявляет активность и радует хорошим настроением. Он не капризничает, высыпается, с удовольствием контактирует с родителями. Молодые мамочки, в свою очередь, не нервничают из-за «потери во времени и пространстве», а наслаждаются радостью материнства.

Цели этого исследования состояли в следующем: описать продольное развитие моделей сна и сна у одиноких младенцев в возрасте от 1 до 12 месяцев, определить влияние на структуру сна и на самооптимающее поведение введения новой помощи для сна и определить прогностические факторы самоопоминания в течение 12 месяцев с использованием транзакционной модели в качестве руководства.

Общая схема режима дня

Восьмидесятитысячные ночные модели сна и связанные с ними переменные изучались в 5 раз в течение первого года жизни с использованием видеоомнографии и анкетирования. Отмечались изменения развития состояния сна, как сообщалось в исследованиях детского сна, хотя была отмечена большая индивидуальная изменчивость в развитии всех связанных со сном переменных. Никаких значительных эффектов на сон или самочувствительное поведение не было видно из введения новой помощи для сна. Три переменные были определены как важные предиктора самоопоминания в течение 12 месяцев: уменьшение количества времени, проведенного из кроватки в течение первого года, высокий уровень спокойного сна при рождении и более длительное время отклика родителей на пробуждения у младенцев через 3 месяца.

Примерный режим дня в 1 месяц

Основные задачи малыша в первый месяц – спать, кушать, устанавливать контакт с родителями посредством агуканья и первых улыбок (См статьи о том когда ребенок начинает и когда начинает ). Установленный распорядок дня позволит новорожденному заранее знать, что его ждёт, и подготовиться к этому. Кроме того, малыш, живущий по определённому режиму дня и питания, быстрее привыкает к биологическим ритмам и не путает дневное и ночное время.

Эти данные предоставляют предварительную поддержку транзакционной модели и позволяют предположить, что факторы младенческого и родительского поведения влияют на развитие самопомощи. Ключевые слова: младенчество, нормальное развитие, взаимодействие между родителями и детьми, педиатрия, сон, темперамент.

Для младенцев, которые спят независимо друг от друга, способность успокаивать себя при засыпании в начале ночи и последующих ночных пробуждениях, по-видимому, является ключевым элементом для развития здоровых моделей сна. Несмотря на то, что в ряде исследований было описано развитие моделей сна во время младенчества, относительно небольшое количество исследователей изучило факторы, связанные с появлением самооптимательного поведения. Теоретически, самопомощь относится к способности ребенка регулировать состояния возбуждения; например, успокаивая от плача до спокойного бодрствования без родительской помощи.

Наблюдения психологов показывают, что дети, чей режим дня был соблюдён по всем правилам, вырастают более дисциплинированными, собранными и уверенными в себе.

Остановимся подробнее на основных моментах режима дня ребёнка в первый месяц.

Сон

В первые 2 недели жизни грудной малыш спит практически всё время (около 18-20 часов в сутки ), просыпаясь только для того, чтобы покушать. На 3-4 неделе период, когда малыш не спит, становится более продолжительным. Во время бодрствования ребёнок не только кушает, но и начинает познавать окружающий мир: подолгу рассматривает яркие, крупные, привлекающие внимание предметы, реагируют на голос мамы, прислушивается к окружающим звукам.

Несколько измененный режим выглядит так

В этом исследовании самоопонимание относится к способности ребенка поселиться в начале ночи и снова спать после пробуждения в течение ночи. Целью настоящего исследования было объективное наблюдение за детскими типами сна и слепых, которые, как полагают, связаны с развитием самопомощи в течение первого года жизни.

Развитие моделей сна-следа следует за несколько предписанным путем во время младенчества. Во-первых, 24-часовое распределение сна меняется в течение первого года. К 1 году, большая часть сна переходит в ночные часы и периоды сна, удлиняется, но общее количество сна за 24 часа уменьшается относительно мало. Во-вторых, пропорции состояний сна меняются с возрастом, таким образом, что быстрое движение глаз или активный сон уменьшается, а в течение первого года увеличивается небыстрое движение глаз или тихий сон.

Полезное видео: сколько должен спать ребенок

Питание

Несколько лет назад молодые мамы внимали советам врачей, которые рекомендовали кормить новорождённого строго по расписанию. При таком подходе кормление осуществляется через каждые 3 часа. Некоторые специалисты до сих пор придерживаются этого правила.

Хотя эти основные закономерности были подтверждены многочисленными исследованиями за последние 40 лет, в немногих широкомасштабных продольных исследованиях были рассмотрены факторы, связанные с развитием ночного самоопомощи. Несколько исследований, которые исследовали засыпание и успокоение после ночных пробуждений в течение первого года жизни, показали, что эта способность развивается у некоторых младенцев, но не у других, к концу первого года. В первые месяцы жизни младенцы чаще всего засыпают во время или сразу после кормления как в начале, так и в середине ночи; самопомощь наблюдается только изредка.

Однако лучшим вариантом считается кормление ребёнка по требованию. Особенно это касается первых месяцев жизни малыша, когда питание является для него главной потребностью.

По статистике, большинство новорождённых нуждаются в 6-8 кормлениях в сутки. Но стоит заметить, что количество приёма молока (будь то грудное молоко или искусственная молочная смесь) зависит от индивидуальных потребностей, так же как и потребляемый за один раз объём. В норме малыши в 1 месяц после рождения должны выпивать от 50 до 90 мл молока или детской молочной смеси. Многие мамочки следуют такому правилу в кормлении: предлагают грудь или бутылочку, пока малыш не наестся.

Плюсы следования расписанию по часам

Младенцы, которые самостоятельно успокаиваются, обычно считаются родителями лучшими шпалами, чем младенцы, которые постоянно нуждаются в помощи, чтобы сделать переход после сна. Действительно, определите младенца, страдающего от сна, как «того, кто не может уснуть спать, если родители не осознают пробуждение». Точнее, пробуждение больше всего беспокоит родителей, когда ребенок не может самостоятельно вернуться к себе и требует родительского вмешательства. Для целей настоящего исследования эти младенцы считаются «несамосопряженными».

Следует учитывать, что новорождённый, находящийся на искусственном вскармливании, может потреблять меньше молока, чем младенцы на грудном вскармливании. Это связано с насыщенностью молочных смесей различными жирными кислотами и микроэлементами. Таким образом, «искусственникам» достаточно небольшого количества смеси, чтобы утолить чувство голода. Соответственно, и промежутки между кормлениями должны быть несколько больше, чтобы желудочно-кишечный тракт ребёнка успел переварить и усвоить молочную смесь.

Ясно, что младенцы, которые не развивают способность к самообслуживанию, могут создать беспорядки в некоторых семьях. Простой линейной модели, которая описывает появление самооптимизации, недостаточно. Транзакционная перспектива для самопомощи может включать в себя характеристики младенца, родительские характеристики и взаимодействие между младенцами и родителями. отображает предварительную модель потенциальных областей, связанных с самооптимизацией. Считается, что переменные в четырех доменах связаны друг с другом и, в конечном счете, с тем, является ли ребенок или не способен самостоятельно успокоиться, чтобы спать из состояния бодрствования.

Важный момент при организации режима питания – не допустить перекармливания . Так как в подобных случаях могут возникнуть проблемы с пищеварением, колики, частые срыгивания, запоры.

Купание

В 1 месяц своей жизни младенец знакомится с ещё одной важной процедурой – купанием. Режим купания также следует организовывать, начиная с первых дней жизни. Купать ребёнка лучше в вечернее время — непосредственно перед кормлением и сном .

Модель отражает представление о том, что саморегуляция переходов «после сна» происходит в результате динамического интерактивного процесса между младенцем и рядом проксимальных и дистальных влияний, опосредованного главным образом взаимодействием с опекунами. Эта модель является незавершенной. Не было проведено никаких продольных исследований, специально предназначенных для исследования гипотетических связей.

Причины нарушения режима

На сегодняшний день наиболее четко проиллюстрированы ассоциации между контекстом сна и доменами сон-бодрствования и самопомощи. Младенцы, которые попадают в свои шпаргалки, пробуждаются в начале ночи и которые используют помощь для сна, более склонны к саморазрушению, чем их коллеги. Кроме того, у саморазрушающихся младенцев есть более длительные периоды сна и более длительное время сна в ночное время. Очевидно, есть некоторые свидетельства в поддержку отношений между каждой из модельных областей и ночной самоопасности.

Новорождённого следует купать в отведённой только для этой цели ванночке. Мамы обязательно должны следить за температурой воды для купания (оптимальной температурой считается 36-37 градусов ). Для этого можно воспользоваться специальным термометром. Спустя некоторое время родители научатся определять температуру воды для купания младенца по собственным ощущениям.

По теме купания: и

Прогулки

Прогулки для малыша первого месяца играют немаловажную роль. Во-первых, новорождённому полезно дышать свежим воздухом. Во-вторых, в весеннее-летний период врачи советуют ненадолго подставлять личико ребёнка под солнечные лучи, что способствует выработке в организме витамина D и препятствует (в жаркие дни подставлять ребёнка под прямые солнечные лучи нельзя во избежание ожогов! ). В-третьих, на свежем воздухе дети крепче спят.

Тем не менее, следует придерживаться некоторых правил, прежде чем отправиться гулять с малышом:

  • По советам детских врачей, начинать прогулки можно тогда, когда малышу исполнится 10 дней (это относится к здоровым, рождённым в срок детям);
  • Время прогулок в зимнее время составляет около 10 минут (температура воздуха не должна быть ниже -10 градусов), в летнее – 20 минут (температура воздуха – не более 25-30 градусов).

Массаж и гимнастика

В те моменты, когда новорождённый бодрствует, мамочке нужно найти время для массажа и гимнастики.

Под массажем следует понимать ласковые и бережные поглаживания по спинке, ручкам и ножкам ребёнка, а также круговые движения по часовой стрелки в области живота (для профилактики колик и запоров).

Гимнастика новорождённого заключается в выполнении простейших движений: аккуратные сгибания ножек и ручек. Можно также вставить большой палец руки в ладони малыша и после того, как он ухватится, легонько приподнимать. Новорождённые, как правило, очень любят такое упражнение и сами начинают «подтягиваться».

Мамы должны знать, что массаж и гимнастику желательно проводить за 30 минут до кормления . Перед ночным сном не рекомендуется выполнять упражнения и массаж.

По теме массажа: и

Видео: Ежедневный массаж для детей в 1-3 месяца

Общение с малышом

Мамочки должны в обязательном порядке включить в режим дня месячного ребёнка общение и игры с ним. Не нужно думать, что малыш в таком возрасте в этом не нуждается. Для него это так же важно, как питание и сон. Именно в это время у ребёнка, по мнению психологов, формируется базовое доверие к миру.

Чем ласковее будет мама со своим малышом, чем больше внимания и заботы она ему уделит, — тем увереннее и гармоничнее будет развиваться младенец.

Общение и игры с малышом должны протекать в спокойной обстановке, когда он сыт и бодрствует. Мама может ласково разговаривать с малышом, читать ему детские стишки и потешки, петь песенки. Для игр подойдут . Пусть малыш учится удерживать их, а мама должна хвалить и поддерживать его.

Рекомендации родителям по установлению распорядка дня

  1. Если малыш может проспать до обеда, а ночью «задать жару» — это первый сигнал, что режим дня необходимо менять. Не нужно, конечно, преднамеренно будить ребёнка в утренние часы или укладывать спать, когда он этого не хочет. Но немного подрегулировать режим сна всё же можно. И лучший способ – прогулки. Всем известно, что груднички очень хорошо спят во время гуляния. Поэтому смело отправляйтесь на прогулку в то время, в которое, на ваш взгляд, новорождённый должен спать. Постепенно это поможет вам наладить режим сна ребёнка, особенно дневного.
  2. Чтобы дать понять малышу о наступлении утра, можно после пробуждения аккуратно протирать его личико смоченным в тёплой воде ватным диском. Другие гигиенические процедуры (чистить носик и ушки, смазывать детским кремом опрелости), регулярно повторяющиеся в одно и то же время, также оповестят младенца о начале нового дня.
  3. Во избежание ночного бодрствования старайтесь не включать для ночного кормления яркий свет. Ограничьтесь приглушённым светом ночника. Разговаривайте тихим тоном. После кормления спокойно покачайте ребёнка, чтобы он заснул.
  4. Вечером выключите верхний свет, включите светильник. Это сориентирует младенца в том, что приближается время сна. Для этой цели также подойдут музыкальные карусельки (). Ребёнок быстро усвоит взаимосвязь между такой «сменой декораций» и сном.
  5. Если малыш не хочет засыпать, попробуйте положить его в кроватку и включить тихую спокойную мелодию. Ребёнок будет слушать звуки природы, под которые сможет быстро уснуть. Мама также может сесть рядом с кроваткой и напевать новорождённому колыбельные. Подобные действия, систематически производимые каждый день, через некоторое время достигнут должного эффекта: малыш станет засыпать быстрее и своевременно.

Новорождённому на протяжении первого месяца жизни нелегко привыкнуть к новому распорядку. Но родители всё же должны постепенно приучать ребёнка к определённому режиму дня. Пройдёт совсем немного времени – и ребёнок будет просыпаться и засыпать строго в определённое время. Это пойдёт ему на пользу, так как он будет предугадывать, что будет дальше и соответственно на это реагировать. Родители же смогут рационально распределять собственное время.

Читаем по теме первого месяца: и

Видео: Ребенку 1 месяц