Темы бесед педагога психолога с подростками. Цикл бесед "Человек – творец своей судьбы".

Беседа на тему «Пойми, как ты взрослеешь»

Цель: профилактика отклоняющего поведения

Задачи:

    раскрыть сущность процесса взросления;

    показать значимость правильного выбора развития жизненного пути в подростковом возрасте.

    способствовать развитию позитивного представления о себе.

    Все вышеупомянутые разговорные идеи являются общими, универсальными и не заходят слишком далеко в личное пространство человека. Вот почему они хорошо разговаривают с кем-то, кого мы плохо знаем, или просто не так близко к нам. Если вы решите, что хотите лучше узнать своего собеседника и приблизиться к его миру, вы можете использовать некоторые из следующих вопросов, чтобы пригласить его для вас. Но будьте осторожны с людьми, которые не очень близки вам - они могут думать о проблемах слишком личными и влиять на самих себя.

    Несколько более личных вопросов, которые вы можете задать на более позднем этапе разговора или в более позднем разговоре. Кто самый интересный человек, которого вы когда-либо встречали? «Какое место вы действительно хотите посетить в мире?» - Какое событие изменило вашу жизнь наиболее радикально? - Какова самая спонтанная вещь, которую вы когда-либо делали? «Кто имеет наибольшее влияние в вашей жизни?» «Есть ли что-нибудь, чего вы никогда не делали раньше, и вы хотите сделать это много?» - Какое качество вы унаследовали от своих родителей? - Кого вы больше всего узнали о своей жизни?

    Мотивация и целеполагание

Добрый день, девочки и мальчики! Сегодня я хочу построить с вами общение под таким заголовком «Пойми, как ты взрослеешь».

Считаете ли для себя эту тему востребованной и актуальной?

Оформите свои пожелания. Что в данной теме для вас представляет особый интерес.

Сбор пожеланий (под запись)

У детей есть секреты от родителей? У них есть. И это всегда будет так. Не только из-за разницы в поколениях, распределения обязанностей и ролей в семье, и просто потому, что у каждого есть секреты. 🙂. Ваш подросток неизбежно достигнет момента, когда он захочет получить сексуальный опыт. Для этого было бы неплохо провести предварительный разговор по этому вопросу.

Разговор должен быть дружественным и не фокусироваться на запретах или чувствах нерегулярности. Ситуация аналогична ситуации сексуального акта. Молодые люди массово пытаются употреблять алкоголь, прежде чем закон дает им право на это. К этому вопросу также следует подходить с пониманием, а не с упреком.

    Информационная часть беседы

Подростковый возраст благоприятен для развития личности, изменений к лучшему; молодой человек как бы начинает жизнь с «чистого листа» и имеет прекрасный шанс избавиться от своих детских проблем. С другой стороны, одновременно повышается и риск возникновения новых сложностей и отклонений в развитии. Как бы то ни было, это возраст повышенной пластичности, готовности изменяться, развиваться и накапливать новый жизненный опыт. А уж как именно будут использованы эти возможности, обратите ли вы их себе во благо, зависит, прежде всего, от вас.

Вы можете перейти к диалогу о духах и объяснить, что вы знаете о ситуации. Однако наряду с несерьезным подходом рекомендуется добавить четкое сообщение о том, что даже взрослые потребляют алкоголь по мере и только в некоторых случаях, потому что воздействие алкоголя может быть довольно неприятным.

В идеале вы оставите своего ребенка в ясной позиции, что вы не для алкоголя, но если это происходит позади вас каким-то образом, вы верите в хорошее мнение и ответственное поведение вашего ребенка. Многие студенты откровенно раздражены в установленные часы ограничения. Не будьте суровыми и резкими, когда наставляете время, когда вы ожидаете, что ваш ребенок будет дома. Если вы объясните причины этого времени и подчеркнете его преимущества, вы, вероятно, получите более слабую негативную реакцию. Важно оставить чувство общения с подростками, потому что им не нравится, что их мнение игнорируется изначально.

Одним из центральных моментов психологического развития в подростковом возрасте оказывается формирование так называемого «чувства взрослости» . Молодой человек остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует от окружающих признания этого. Например, стремится получить равные с взрослыми права, обрести независимость.

Насилие и агрессия в школе

Как тему секса, и здесь мы можем вам предложить. Самое главное в этой теме - активно говорить дома, даже если нет причин для этого. Дети никогда не признают таких случаев в школе - даже если они были свидетелями, а не участниками. Но для вашего спокойствия и спокойствия разговоры являются наиболее эффективным способом предотвращения негативных последствий.

Подростки ежедневно погружаются в буквально постоянную связь со своими сверстниками через социальные сети. Для вашего подростка это общение очень важно для создания принадлежности, самооценки и уверенности в себе. Как и взрослые, общение может сопровождаться положительными или отрицательными эмоциями. Молодые люди сталкиваются с различными формами жестокого обращения, или они сами кажутся другим. Чтобы лучше понять наших растущих детей, хорошо знать их отношения с миром, в том числе онлайн.

Чувство взрослости проявляется по-разному:

Подражание внешним признакам взрослости . Оно проявляется в стремлении вести себя как взрослый: самостоятельно зарабатывать, не отчитываться все время перед взрослыми о месте своего нахождения и т.п. Но зачастую это подражание принимает довольно глупые формы.

Но каким образом вовлечены подростки? Прежде всего, мы не должны забывать, что большинство подростков в большинстве случаев поддерживают положительное общение друг с другом, даже при использовании новых технологий. Именно эти примеры могут направить родителей на сильные стороны развивающегося человека - чувство юмора, отношения доверия, предоставления и принятия помощи, обмена важными моментами, хорошей самооценки. Однако часто мы уделяем больше внимания негативным примерам, потому что они пугают нас и путают нас.

Интересно видеть, что, когда взрослые видят только издевательства, подростки видят что-то еще. Сегодня много говорят о явлении онлайн-преследования. Важно обратить внимание на сложные проблемы, но важно также различать разные явления подросткового мира, потому что не каждое проявление хамства в Интернете и реальность является преследованием. Обобщение может серьезно подорвать доверие подростка. Молодые люди чаще всего признают, что им не рекомендуется делиться со взрослыми, потому что они ожидают чрезмерной реакции с их стороны, «заставляя слона летать», не понимая сути их отношений со сверстниками.

Личностная зрелость . Главный признак ее достижения – это желание и готовность человека нести ответственность за свои поступки и решения. Помимо ответственности. Личностная зрелость подразумевает активность и инициативность, способность контролировать свои эмоции, порядочность, готовность смотреть на окружающую действительность не только со своей позиции, но и с точки зрения других людей.

Часто молодые люди не могут получить комментарии своих родителей о Сети, их компании или образ жизни сегодняшней молодежи, и поэтому предпочитают придерживаться противоположной позиции для баланса. Это создает искусственный разрыв между поколениями, где должен быть авторитет - что молодой человек может справиться и что родитель может понять.

Преследование состоит из длительных и постоянных действий, которые наносят физический или психический вред человеку, который не в состоянии защитить себя. Преследование не изменилось в социальных сетях, но факт заключается в том, что они позволяют ему развертываться в более широких масштабах - далеко за пределами школы и ближайшего окружения. Обмен оскорблениями или грубыми и злонамеренными нападениями является межэтническим конфликтом, в котором участвуют многие разные участники в разных ролях. Это неприятный и болезненный опыт, но не всегда есть участник, который использует положение господства над другим, которое не может быть защищено.

Подражание качествам «настоящего мужчины», настоящей женщины». У мальчиков, например, в связи с этим очень ценится сила, ловкость, выносливость, воля, верность своему слову, уверенность в себе, независимость, активность.

Интеллектуальная зрелость . При переходе к взрослости качественно меняются мыслительные возможности, человек становится способен оперировать абстрактными понятиями. Естественно, это происходит тога, когда молодой человек продолжает развивать свой ум, а не «застревает» на уровне детских суждений. Условие, необходимое для такого развития – включение человека в деятельность, требующую от него проявления интеллекта.

Часто первое преступление провоцирует откат для восстановления справедливости, но это фактически приводит к лавине новых грубых действий с обеих сторон. Подростки публикуют оскорбительные комментарии, издевательства и порочные сплетни по нескольким причинам, кроме желания преследовать. Во-первых, это игра конфликта перед аудиторией, явление, популярное в кино или кино. У кино может быть несколько целей, которые особенно важны для этого возраста. Первый создает ощущение престижа и принятия. В этом случае часто нет жертвы или насильника, а конкуренция для подростков.

Первые проявления чувства взрослости часто выглядят довольно странным образом: подросток начинает вести себя откровенно вызывающе, будто бы предъявляя «свою волю» окружающим. Чаще всего противоречия между подростками и взрослыми проявляются в таких мелочах как: во сколько приходить домой, как распоряжаться своим свободным временем.

Однако это не означает, что молодые люди знают, как успешно справляться с этой ситуацией, чтобы они не оказывали негативного влияния на них. Вторая причина - забава. Это приводит к второй форме оскорблений, которая отличается от притеснения - шуткой. Оскорбления причиняют боль, но они не воспринимаются глубоко, потому что шутки и шутки постоянно обмениваются.

Однако, если роли все те же, больше нельзя говорить о «шуточках», и важно понять, что происходит, и как можно уменьшить последствия для участников. Конфликты связаны не с технологиями, а с отношениями, а хорошие отношения требуют навыков. Каждый родитель показывает своему ребенку, какие отношения они представляют с людьми в мире - партнером в жизни, членами семьи, друзьями, знакомыми, незнакомцами. У подростков есть много навыков, но им по-прежнему нужна поддержка в их жизненных ситуациях и выборе.

Общее психологическое развитие подростка происходит по средствам физического развития, развития познавательной эмоциональной сфер, а также развития морали.

На фоне взросления подростку открывается свой внутренний мир. При переходе к взрослости внутренний мир с его мыслями и переживаниями становится почти осязаемым. Вдруг начинаешь осознавать, что свой жизненный опыт набираешь ты сам, и это важнейшая часть того, чем ты обладаешь. В результате активно развивается самосознание, то есть «чувство Я»

У них должно быть место для критического рассмотрения их поведения и того, как оно влияет на других. Им также нужно разработать разработанные модели, чтобы справиться с плохим отношением в хорошем смысле - спорт, беседа с другом, поэзия, ходьба, хобби. В трудных ситуациях важно полагаться на сильные стороны молодых людей как возможности для выздоровления даже после тяжелого опыта.

Независимо от того, выбирают ли они друзей своих детей в сети или нет, родители могут воспользоваться возможностью, чтобы поговорить о важных вещах в жизни через свое поведение в Интернете, которое остается их поведением в большинстве жизненных ситуаций.

Своевременное формирование «чувства Я» - важное условие дальнейшего благополучного развития. Ведь если у молодого человека не взросло ядро личности, нет ясных представлений о самом себе и своем месте в мире, то в дальнейшей жизни ему придется нелегко. Вместо того, чтобы ставить перед собой реалистичные цели и добиваться успехов, такой человек оказывается, в лучшем случае, «вечным мечтателем», не приспособленным к реальной жизни и беспомощным в «земных» делах.

Двумя полезными книгами по общению с подростками могут быть «Успешное воспитание родителей», Томас Гордон и «Ваш компетентный ребенок», Йеспер Юл. Мифы и истины о родителях и подростках. В этой статье описываются некоторые распространенные споры между спортсменами и подростками и их родителями.

Полезным или вредным является фитнес?

Популярные аргументы-утверждения родителей и контр-аргументы специалиста, подкрепленные фактами.

«Подъем стрелы остается низким!»

Если бы мы говорили о профессиональной тяжелой атлетике, было бы много правды. Фитнес, однако, далек от этого. Фитнес-упражнения, помимо баров и гантелей, включают аэробные упражнения, упражнения для фитнеса, растяжки, упражнения с собственным весом.

Что делать, чтобы саморазвитие протекало благополучно?

    Не «замыкаться» на какой-то социальной роли, а пробовать себя в разных. Ведь тот, кто ставит знак равенства между собой и какой-то единственной жизненной позицией (рассуждая, например, так: «Я - сноубордист или Я – IT ник, и в этом моя сущность!») чаще всего останавливаются в своем развитии)

    Различные виды деятельности сгруппированы в программы специалистов, которые оценивают возможности и цели любого любителя фитнеса. В последние десятилетия фитнес превратился в науку на благо человека и стал частью культуры здорового образа жизни. Вот почему персонализированная фитнес-программа может улучшить рост подростков, но не нанести им вред.

    «Подъем баров скучен!»

    Интеллектуальное развитие не против мышц и наоборот. Мышцы являются функциональными тканями в организме человека, но когда упражнения воздействуют на них, они также стимулируют все части нервной системы, включая мозг. Не случайно наука определяет спортивный интеллект как отдельный и равный нить среди других интеллектуальных талантов - музыкальных, логических, лексических, эмоциональных и т.д.

    Относиться к своей жизни как к уникальному и ответственному эксперименту, главная цель которого – получать и осмысливать опыт.

    Не просто участвовать в тех событиях, которые происходят в твоей жизни, но и задумываться над их смыслом.

    Всегда, когда возможно, соотносить происходящие в жизни события с результатами собственных усилий, а не каких-то случайных, независящих от тебя обстоятельств. Иными словами, брать на себя ответственность за то, что происходит в жизни.

    «Это пустая трата времени, останавливая вас, будет хуже, чем раньше!»

    Спортивная разведка определяет способность человека выполнять сложные движения тела. Культура фитнеса обеспечивает поддержку и развитие тела, что жизненно важно в мире, где технология делает большую часть тяжелой работы. Единственная причина, по которой люди думают, что после остановки в спортзале будет хуже, чем раньше, они уходят корнями в это несоответствие: временные диеты, неадекватные фитнес-программы, вредный образ жизни и особенно плохая личная культура питания.

    Мысленно «перебрасывать мостик» между настоящим и будущим. Мечтая о чем-то далеком и строя честолюбивые планы, всегда ставь перед собой вопрос: а что можно сделать уже сейчас, чтобы желаемое воплотилось в реальность?

Представления о себе носят двойственный характер. С одной стороны, у человека есть знания о ом, каков в реальности, какими качествами обладает (Я-реальное). Но с другой стороны, есть и некий идеал – представление о том, каким следует быть (Я-идеальное).

Я-реальное и Я-идеаьное обычно совпадают далеко не полностью. Большинство людей, особенно из числа умных, не вполне удовлетворены собой и желают быть лучше, чем они есть. И это вполне нормальное состояние, без которого невозможно саморазвитие.

Когда возникает сильное противоречие между тем, как человек себя воспринимает, и тем, каким ему хотелось бы быть, это сопровождается переживанием тревоги, дискомфорта и даже отвращения к самому себе. Как следствие, возникает желание снизить это противоречие, привести реальное в соответствие с желаемым. Какими путями может быть достигнут такой результат?

    Через деятельность , будь то учеба, труд, спорт или какая-то иная форма самосовершенствования. Это дает возможность «подтянуть» свои реальные возможности до желаемых. Но как только желания становятся реальностью, нужно ставить перед собой новые, более высокие цели. Жалок тот человек (особенно молодой), который уверен, что достиг всего, о чем мечтал, и больше ему не к чему стремиться. Он прекращает развиваться, начиная вместо этого деградировать.

    Через изменение Я-идеального , т.е. снижение уровня той «планки», которую подросток поставил перед собой. Бывает, что идеал выбран столь высокий, что он в принципе недостижим. Тогда такое изменение пойдет во благо: чем тратить силы на стремление к тому, что все равно достигнуто не будет, продуктивнее поставить перед собой более реалистичные цели. Но очень часто случается и так, что в результате «снижения идеалов2 человек просто перестает стремиться к самосовершенствованию – дескать, и так прожить можно …

    Через изменение Я-реального , т.е. представлений о том, каков ты есть. Этот путь самый легкий, но … иллюзорный.

Представления о себе могут носить как позитивную, так и негативную окраску. Если человек, воспринимает себя позитивно, то он обладает высокой самооценкой, если же – негативно, то его самооценка находится на низком уровне. Тот, кто обладает высокой самооценкой, имеет больше шансов достигнуть успеха, ибо представления о самом себе во многом предопределяют и его реальные достижения.

    Практическая работа. Тест на самооценку

Инструкция 1: Из предложенного списка качеств, выбери 10 качеств, которые тебе нравятся и запиши их в левую колонку. Потом выбери другие 10 качеств, которые тебе не нравятся и запиши их в правую колонку.

Инструкция 2: Отметьте галочками качества и в левой и в правой колонке, которыми вы обладаете.

Инструкция 3: Из количества отмеченных в левой части таблицы качеств вычтите количество качеств, отмеченных в правой части. Полученная разность – это показатель самооценки.

Список качеств в приложении

    Завершение работы

А теперь вернемся к вашим запросам и ожиданиям. Оцените степень достижения ваших запросов и ожиданий.

Приложение.

Список качеств:

Аккуратность Педантичность

Беспечность Подозрительность

Вдумчивость Принципиальность

Вспыльчивость Поэтичность

Гордость Радушие

Грубость Развязность

Заботливость Решительность

Зависимость Сдержанность

Завистливость Стыдливость

Злопамятность Терпеливость

Искренность Трусость

Изысканность Уверенность

Капризность Увлекаемость

Легковерие Упорство

Медлительность Уступчивость

Мечтательность Холодность

Мнительность Энтузиазм

Мстительность

Настойчивость

Нежность

Непринужденность

Нервозность

Нерешительность

Несдержанность

Обаяние

Обидчивость

Осторожность

Отзывчивость

Приложение.

Список качеств:

Аккуратность Педантичность

Беспечность Подозрительность

Вдумчивость Принципиальность

Вспыльчивость Поэтичность

Восприимчивость Презрительность

Гордость Радушие

Грубость Развязность

Жизнерадостность Рассудочность

Заботливость Решительность

Зависимость Сдержанность

Застенчивость Сострадательность

Завистливость Стыдливость

Злопамятность Терпеливость

Искренность Трусость

Изысканность Уверенность

Капризность Увлекаемость

Легковерие Упорство

Медлительность Уступчивость

Мечтательность Холодность

Мнительность Энтузиазм

Мстительность

Настойчивость

Нежность

Непринужденность

Нервозность

Нерешительность

Несдержанность

Обаяние

Обидчивость

Осторожность

Отзывчивость

Вот уже много десятилетий заслуженным авторитетом пользуются педагогические труды и художественные произведения А.С. Макаренко.

Педагогические работы его востребованы как в вузах, так и в общеобразовательных школах. В своей работе многие педагоги опираются на учение Макаренко.

Оценивая вклад Макаренко в педагогическую науку, А.М.Горький назвал его “удивительным человечищем, в каких нуждается Русь”.

Главной целью своей воспитательной работы Макаренко поставил воспитание “нового человека”: “Мы должны прекрасно знать, что такое новый человек, какими чертами этот человек должен отличаться, какой должен у него быть характер, система убеждений”.

А. С. Макаренко хотел воспитать полноценного гражданина своей Родины. Талантливый ученый – педагог умел смотреть в будущее, он знал, что из детей можно вырастить настоящих граждан страны; и доказал это, поставив эксперимент на основе колоний. Этот “поразительно удачный эксперимент имеет мировое значение…”. Педагогический опыт работы актуален и сейчас.

Поэтому в условиях спецшколы особенно возрастает необходимость применения на практике педагогических воззрений А.С.Макаренко. Как используется учения педагога-исследователя в нашей школе, постараемся продемонстрировать на примере проводимых бесед с учащимися.

Прибывшие в спецшколу воспитанники отличаются низкой адаптацией в социуме, неуверенностью в завтрашнем дне, агрессивностью, недостатком знаний и отсутствием культуры поведения. В последние годы у многих подростков утрачены привычные жизненные ориентиры, вера в духовные ценности. Вернуть детей к обычной жизни очень трудно, в связи с этим возникает необходимость в проведении нравственно-профилактической работы.

Основной задачей воспитательной работы спецшколы – научить ребят позитивному отношению к жизни, раскрыть творческий потенциал, развить нравственные качества, помочь сохранить веру в себя, в свои силы, сохранить бодрость духа.

Для решения этой проблемы с подростками проводятся беседы на различные темы, которые направлены на коррекцию психического и духовного развития личности.

Предлагаемый цикл бесед “Человек- творец своей судьбы” поможет подросткам разобраться в сложных жизненных вопросах, научит их, как правильно сделать выбор, найти цель, свое предназначение в жизни.

ЧЕЛОВЕК – ТВОРЕЦ СВОЕЙ СУДЬБЫ

Это самая трудная вещь – требование к себе.
С этого и начинается процесс совершенствования
и самосовершенствования человека, перестройка
самого себя.

А.С. Макаренко

Беседа для подростков

Цель – формирование нравственных качеств человека и гражданина, а именно: активности, ответственности, взаимопомощи, честности, трудолюбия.

Каждый человек сам в ответе за свою судьбу. Он сам решает, как ему жить, каким стать. От него зависит отношение к нему окружающих людей. Так считали многие великие педагоги, в том числе и А.С. Макаренко.

Целью жизни Макаренко было воспитание нового человека, гражданина своей страны. Все свои усилия он отдал делу воспитания такого человека. Работая с несовершеннолетними правонарушителями, он мечтал сделать из детей активных граждан страны, которые бы жили радостями и горестями Родины, были настоящими ее хозяевами.

Художественные произведения Макаренко и педагогические труды и сейчас пользуются заслуженным авторитетом, их читают, экранизируют, изучают в педвузах.

Путеводной нитью произведений Макаренко проходит тема – человек сам творит себя и свое будущее.

Скажите, как вы это понимаете?

(Ответы детей: если человек честно работает, не ворует, хорошо зарекомендовал себя, то у него будет благополучное будущее; для создания хороших жизненных условий каждому человеку необходимо хорошо относится к людям, своевременно оказывать им помощь, активно трудиться на благо человечества и т. д.).

Ребята, давайте подытожим ответы. Значит, вы все согласны с тем, что, как человек поведет себя в жизни, в работе, учебе, в отношениях с людьми, так сложится и его судьба. Так?

А чтобы сотворить счастливое будущее, как надо жить, каким быть?

(Ответы детей: надо быть активным гражданином своей Родины, принимать участие в жизни страны; учиться умению жить в рабочем коллективе, во время прийти на помощь нуждающимся; быть трудолюбивым; любить и понимать свой народ; быть смелым, если понадобится защищать свою Родину).

Мы с вами столько хороших качеств перечислили. Я думаю, что достойный гражданин страны должен быть трудолюбивым, честным, принципиальным, ответственным, смелым, уважающим себя и других.

Вот о таком гражданине и мечтал А.С.Макаренко. Он хотел, чтобы вы активно относились к собственной жизни, чтобы вносили посильный вклад в улучшение жизни общества в своем селе, городе, регионе, стране, чтобы могли проявить себя в сфере культуры, спорта, искусства и общественной деятельности.

Давайте сыграем в игру-проект “Мое будущее”. Подумайте и оцените себя по-максимуму, кем вы можете стать, если сильно-сильно-сильно захотите.

Владимир “Мое будущее”

Владимир подает большие надежды в качестве художника.

Он посещал художественную студию, прекрасно рисует, у него хорошо развито чувство гармонии, цвета. Город, в котором он живет, будет иметь красивые рекламные щиты, нарисованные его рукой.

Александр “Мое будущее”

Александр – заядлый футболист. Он уже бывает на соревнованиях в районе и не раз привозил награды. Область будет гордиться таким спортсменом.

Игорь “Мое будущее”

У Игоря дар особый – у него золотые руки. Он занимается в кружке “Резьба по дереву”. Его работы каждый год экспонируются на краевых выставках.

Страна заслуженно оценит его работы.

Лиля “Мое будущее”

Эта девочка замечательно поет, у нее врожденный слух и прекрасный голос.

Все, кто ее слушает, не могут не восхищаться ее пением.

Лиля станет заслуженной певицей страны.

Аня “Мое будущее”

Аня – прирожденная артистка. Она не только поет, но и танцует.

У нее талант драматической актрисы. Она внесет достойный вклад в театральное дело страны.

Вот, ребята, мы с вами сыграли в проект “Мое будущее”. А ведь это может стать реальностью, хотя бы потому, что все задатки (способности) у вас есть. И все это мы можем осуществить только тогда, когда будем требовательно относиться к себе. Только тогда мы будем развиваться и совершенствоваться.

Скажите, должен ли человек стремиться к совершенству? А зачем ему это нужно?

(Ответы детей: каждый человек обязан учиться, выбрать свое направление в жизни, тогда у него появиться интерес к знаниям, необходимым для претворения своих деяний на деле, практике)

Философ К. Хеббель сказал: “Жизнь – это бесконечное совершенствование”.

Как вы это понимаете?

(Отвечают, что совершенствоваться нужно всю жизнь, и не важно, сколько тебе лет; чтобы себя чувствовать личностью, нужно всю жизнь работать над собой, повышать свой уровень).

Писатель Алишер Навои сказал: “Пройти мир и остаться несовершенным – это то же, что выйти из бани невымытым”.

Работать над собой, совершенствовать себя нужно для себя и других. Чтобы приносить большую пользу людям, человеку необходимо самому стать лучше. Чем больше людей он сделает счастливыми, тем счастливее будет сам.

Древнегреческие мыслители считали, что человек должен познать себя, свое предназначение, открыть свои возможности.

Познание себя – это первая ступень самосовершенствования. Вот почему важно прислушиваться к своему внутреннему голосу (интуиции), наблюдать за собой, чтобы лучше узнать самого себя, что вы за человек, каким хотите стать? Сейчас вы находитесь в таком возрасте, когда важно выбрать, определить для себя те нравственные законы, по которым вы будете стремиться жить.

Послушайте китайскую мудрость:

Всему, что достойно,
Учись, не ища награжденья,-
И действуй потом,
Как велят убежденья.

Как вы ее понимаете?

Что такое убеждения? Какой синоним можно подобрать к этому слову?

(Ответы: убеждения – нормы, принципы, законы…)

Принципы – это внутренние убеждения человека, определяющие его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

Жизнь каждого человека определяется его нравственными принципами. Каковы принципы, таково и отношение к жизни. Принципы могут быть нравственными и безнравственными.

Давайте остановимся на нравственных принципах. Назовите их.

(Ответы: любовь к ближнему, уважение к окружающим, доброта…)

Ребята, запомните самый главный нравственный принцип – это добровольный труд на благо общества. Труд – мерило ценности человека. Затем можно назвать заботу о сохранении общественного достояния, высокое сознание общественного долга, гуманное отношение и взаимное уважение между людьми, честность, правдивость, непримиримость к несправедливости, злу и насилию, нравственная чистота, простота, скромность.

Послушайте пословицы и определите, какими жизненными принципами руководствовались их авторы? Все ли они хороши?

Моя хата с краю, ничего не знаю.

Сделал дело – гуляй смело.

Уговор дороже денег.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

На всех добра не хватит.

Век живи – век учись.

Где прыжком, где бочком, где ползком, а своего добьюсь.

Наше дело – сторона.

(Обсуждение пословиц)

Г. Державин писал:

Живи и жить давай другим,
Но только не за счет другого,
Всегда доволен будь своим,
Не трогай ничего чужого –
Вот правило, стезя прямая
Для счастья каждого и всех.

Я думаю, вы станете настоящими людьми, захотите построить свою жизнь так, чтобы окружающим людям было светло и радостно с вами.

ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ

Сердцевиной системы воспитания
общества должен быть детский
коллектив как органичное целое…

А.С.Макаренко

Беседа по книге А.С.Макаренко “Флаги на башнях”

Цель – формирование взаимоотношений в коллективе, повышение ответственности каждого человека в коллективе и коллектива за отдельную личность.

Сегодня мы будем говорить об отношениях коллектива и личности, об их зависимости друг от друга и ответственности друг перед другом. Такие отношения Макаренко назвал отношениями ответственной зависимости.

Личность и коллектив… Коллектив и личность…

Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимозависимостей в самом центре педагогической системы Макаренко.

“Я все свои 16 лет педагогической работы, – вспоминал Макаренко, – главные свои силы потратил на решение вопроса о строении коллектива”.

Ребята, подумайте и скажите, что такое коллектив? А отдельная личность?

Может ли личность развиваться вне коллектива? Почему?

(Ответы детей)

Центральное место в теории Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе, который является, во-первых, орудием формирования активной творческой личности с высокоразвитым чувством долга, чести и достоинства и, во-вторых, средством защиты интересов каждой личности, превращения внешних требований к личности во внутренние побудители ее развития.

Макаренко впервые научно разработал методику воспитания в детском коллективе, детально рассмотрел такие вопросы, как взаимоотношения в коллективе, педагогические требования, дисциплина, поощрение и наказание, нравственное и трудовое воспитание, самоуправление, индивидуальный подход к детям.

Работая в колонии, Макаренко совершил свое главное открытие: сердцевиной системы общества должен быть детский коллектив.

Давайте вспомним художественное произведение “Флаги на башнях”. Сам Макаренко пишет об этой книге так: “Я описал коммуну имени Дзержинского. Это была хорошая коммуна, образцовый коллектив”.

Вспомните эпизод, когда Игорь Чернявин попал в колонию. Как он сначала вел себя? Как к нему отнеслись дети?

(Ответы детей)

Все задвигали стульями, но не встали, а еще плотнее уселись, заботливо оставляя рядом два стула для вошедших. Все затихли и с интересом, ожидали, что будет дальше. Глаза Нестеренко вспыхивали иронически: “У нас такой обычай: когда приходит новенький, вся бригада собирается, и бригадир знакомит. Так у нас в колонии пошло издавна. И в это время бригадир должен всю правду сказать о товарищах. Когда и ты, Чернявин, будешь бригадиром, тоже так будешь делать…И еще у нас обычай такой, никто не должен обижаться. Какое бы слово не сказал бригадир! А новенький не должен воображать, а должен учиться, как правду говорить и как правду слушать нужно. Понимаешь?

Игорь Чернявин даже рот приоткрыл, и его лицо потеряло последнее выражение остроумной ехидности…” (стр. 75, “Флаги на башнях”)

Что можно сказать о коллективе, куда попал Игорь? Кто расскажет первый день Игоря в коллективе, как он проснулся, почему оставили его без завтрака? Имели ли ребята на это право? Была дисциплина в коллективе? В чем она выражалась?

(Ответы детей)

Вспомните эпизод утренней поверки. Утром, проснувшись, ребята спешили умыться, привести внешний вид в порядок, убрать свои спальни. Проверяли готовность к новому трудовому дню сами же ребята, дежурные бригадиры.

Это говорит о том, что в коллективе существовало самоуправление не на бумаге. Никто не мог отменить решения общего собрания. Именно оно определяло жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека. “Я принял решение – я отвечаю” – вот это переживание ответственности воспитывается в коллективе с наибольшим трудом, но зато, когда оно воспитано, оно творит чудеса, доказывал своим опытом Макаренко. Там, где есть коллектив, отношение товарища к товарищу – это не вопрос дружбы, любви или соседства, а вопрос ответственной зависимости.

Сразу ли давали в колонии звание колониста? А как сначала назывался поступивший в колонию? А чем отличался прото воспитанник от колониста? Как можно было заслужить звание колониста?

“- Так ты же колонист?

Черта с два! Тебе не рассказывали?

Что-то я слышал…звание колониста..

Звание колониста. Ты не колонист, а воспитанник. Тебе, может, и пошьют парадный костюм, так без этого…на рукаве…без знака. И наказывать тебя можно, как угодно: и наряды, и без отпуска, и без карманных денег. Алексей что захочет, то и сделает. И из бригады в бригаду, и на черную работу погонит… и в оркестр нельзя…

Черт знает что, – протянул Игорь.- И долго это так?

Самое меньшее четыре месяца. А потом, как бригада захочет. Бригада должна представить на общее собрание, а на собрании, как по большинству решат…”

(с.93, “Флаги на башнях”)

Когда Игорь попал в колонию, он увидел, почувствовал на себе крепкий дружный коллектив. Вот как описывается в книге.

“Здесь, в колонии, была единая, крепко склеенная компания, а чем она склеена, разобрать было трудно. Иногда у Игоря возникало странное впечатление, как будто все они – и те, кто постарше, и пацаны, и девочки – где-то, по секрету, очень тайно договорились о правилах игры, и сейчас играют честно, соблюдая эти правила и, гордясь ими, гордясь тем больше, чем правила эти труднее. Иногда Игорю казалось, что и эти правила и вся эта игра придуманы нарочно, чтобы пошутить над ним. И досадно было, что вся игра проходила с таким видом, как будто никакой игры нет, как будто так и полагается и иначе быть не может, как будто везде нужно встречать дежурного бригадира салютом, везде нужно называть заброшенный кусок двора сборным цехом …” (с. 116, там же).

Но когда на общем собрании “прочистили” Игоря, он понял, что колония собой представляет действительную силу. Вспомните, как ему на собрании сказали:

“…Ты не можешь теперь думать только о себе, ты должен думать и обо всех нас, обо всей колонии. В одиночку человек жить не может. Ты должен любить свой коллектив, узнать его интересы, дорожить ими. Без этого не может быть настоящего человека. Конечно, тебе не нужно чистить проножки. Но это нужно для колонии.” (с.125, там же)

И Игорь что сказал тогда на собрании? А почему он так сказал? Что он почувствовал?

(Ответы детей)

Игорь многое понял. Когда стал говорить Захаров, он внимательно слушал его, и ему нравилось, как он говорит. Игорь представлял страну, которая нуждается в его работе, и это тоже ему нравилось. Он видел, как, затаив дыхание, слушали колонисты речи Захарова. И ему стало ясно видно, почему все колонисты составляют один коллектив, почему слово Захарова для них дорого.

Скажите, может ли влиять личность на целый коллектив? Приведите пример.

А может ли влиять коллектив на отдельную личность? Может помочь ей изменить себя, свой характер?

(Ответы детей)

Вы согласны с утверждением Макаренко: “Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива”?

Как вы понимаете эти слова? Приведите примеры из книги, когда воздействия на отдельную личность обязательно были воздействием на весь коллектив?

(Ответы детей)

Здоровый коллектив предоставит все возможности для личностного роста. Это можно проследить на примере Игоря Чернявина. Если сравнить каким он пришел и каким стал, то мы увидим большую разницу. Поначалу он не хотел не только работать, но и учиться, но со временем Игорь становится все более сознательным. Давайте вспомним эпизод из книги.

“На другой день Игорь нажал и на всех уроках активно работал. Понравилось даже, прибавилось к себе уважения. Игорь твердо решил учиться. И вот теперь, к маю он выходил отличником по всем предметам. Прозевал как-то Игорь тот момент, кода переменился его характер. Иногда и теперь хотелось позлословить, показаться оригинальным, и, собственно говоря, ничего в нем как будто не изменилось, но слова выходили иные, более солидные, более умные, и юмор в них был уже не такой.” (с.340, там же).

С каждым месяцем росла сознательность отдельной личности, потому что коллектив не стоял на месте, а развивался, рос. Большое значение имели общие собрания, которые проводили сами дети, приглашая педагогов.

Что решали на этих собраниях, какие поднимались вопросы? Можно ли сказать, что эти собрания были высшим органом управления?

Вспомните, какие вопросы, решаемые коллективом на этих собраниях, сплачивали коллектив?

(Ответы детей)

Дисциплинированность, трудолюбие, честность, ответственность, взаимопомощь – вот те черты характера, на которые работал коллектив и каждый человек в отдельности. И самое главное, что этот коллектив предъявлял к человеку большие требования. Макаренко часто говорил: “Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой формуле определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему…”

Давайте приведем примеры. Мы уже говорил, что к Игорю были предъявлены большие требования, что он с ними справился. Вспомните эпизоды, когда он стал выпускать боевые листки. Что это для него значило? Были ли какие-то изменения в коллективе? А в нем самом?

Я зачитаю несколько слов:

“После этого случая авторитет Игоря Чернявина сильно укрепился среди колонистов, да и сам Игорь только теперь понял, какое важное дело он совершает, выпуская свои “боевые сводки”. (с.357, “Флаги на башнях”)

Прокомментируйте это: за что уважать больше стали Игоря?

А за что он себя стал уважать?

Я думаю, что Игорю есть за что себя уважать. “Игорь сейчас уже не зачищает проножки, а собирает “козелки” чертежных столов – работа самая трудная и ответственная. Цепким движением он берет в руки нужную деталь, быстро бросает на нее критический взгляд… Руки Игоря ходят точным уверенным маршем.” (с. 359, там же)

Можно проследить рост личности в коллективе и на других примерах. Вот, например, Ваня Гальченко. Давайте поговорим о нем.

Скажите, чем отличался Ваня от Игоря? Почему Ване легче было начать трудовую жизнь в колонии, чем Игорю? Кто из них раньше получил звание колониста? Как появление в колонии Вани повлияло на Игоря?

Кто вам больше нравится?

(Ответы детей)

Макаренко не только учил коммунаров, но и учился у них сам. “Я учился у моих коммунаров, как быть требовательным к себе. И каждый может учиться у других людей, но это трудная вещь”. Коммунары на самом деле учили Макаренко, на общем собрании предлагали ему что-то изменить в своей работе, с чем-то не соглашались. Вспомните, когда колонист был наказан и был посажен в кабинет заведующего, то через полчаса его могли отпустить. Но это не всегда нравилось ребятам, и они на общем собрании сказали об этом: если наказан, значит, не имеете права прощать. Постановили на общем собрании: “Начальник имеет право наказывать, но не имеет права прощать”.

Макаренко поблагодарил за то, что его воспитывают: “Воспитание себя – это трудная работа, но не сделать ее может только расслабленный человек, который ищет всего легкого”.

Читая страницы, где пишется, что в колонии снова покатилась волна краж, можно проследить насколько падает коллектив при этом, но и настолько крепнет от одного общего переживания силы коллектива и его права. Тот мальчик, который хоть один раз голосовал за изгнание товарищества за воровство, с большим трудом сам идет на воровство. Обратим внимание: те, кого коллектив выбросил из своих рядов, испытывают чрезвычайно могучую моральную встряску.

Приведите примеры воровства в колонии. Как с этим боролись? Все ли исправлялись?

(Ответы детей)

Прочитав книгу Макаренко “Флаги на башнях” мы сможем оценить то воспитательное значение, которое она имеет и в наши дни, и в нашей школе.

У нас тоже детский коллектив. А что такое коллектив? Это не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидов. Коллектив – это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. Время подтвердило педагогический опыт и талант Макаренко, потому что он направил свою деятельность на активизацию нравственных сил человека, на воспитание у него стремления стать достойным гражданином.

Я желаю вам, ребята, чтобы и вы старались дружно жить в своем коллективе и стали достойными гражданами своей страны.

ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА – В ТРУДЕ!

Труд – это источник радостей,
всего лучшего в мире.

М.Горький.

Беседа для подростков

Цель – формирование отношения к труду как главной ценности личности.

Ребята, мы сегодня с вами поговорим о труде.

Писатель Л.Н.Толстой сказал о труде так, что “ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство”.

Согласны ли вы с этим утверждением? Какие достоинства человек сохраняет, когда он трудится? А что значит для вас труд?

(Ответы детей)

Испокон века люди придавали большое значение труду как главному источнику существования, как источнику физического и духовного развития. Много поговорок, загадок народ сложил о труде.

Э.Хемингуэй сказал: “Работа – это главное в жизни. От всех неприятностей, от всех бед можно найти только одно избавление – в работе”.

Виталий Закруткин написал о труде так:

“Труд сделал человека человеком. Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Все, что тысячелетиями создавалось на земле – от каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башнисоздано трудом. Только труд приносит человеку счастье, удлиняет его короткую жизнь, дает уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем, что создано им при жизни помянут его добрым словом и назовут творцом”.

Какая главная мысль выражена писателем в этом рассказе?

Что значит труд в жизни человека?

Какие качества характера приобретает человек – творец? Хотели бы вы развить в себе эти качества?

(Ответы детей)

Вы слышали, наверное, крылатое выражение “Кто не работает, тот не ест”? Что оно обозначает?

Знаменитые слова “Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь” принадлежат апостолу Павлу. Эта крылатая фраза облетела весь мир и стала настолько общеизвестной, что многие даже и не подозревают, что она впервые была произнесена учеником Иисуса Христа.

Тема труда вдохновляла многих писателей и поэтов. Валерий Брюсов в стихотворении “Работа” создал настоящий гимн труду:

Единое счастье – работа,
В полях, за станком, за столом –
Работа до жаркого пота,
Часы за упорным трудом!
Иди неуклонно за плугом,
Рассчитывай взмахи косы,
Клонись к лошадиным подпругам,
Доколь не заблещут под лугом
Алмазы вечерней росы!
На фабрике в шуме стозвонном
Машин, от колес, и ремней
Заполни с лицом непреклонным
Свой день, в череду миллионном,
Рабочих преемственных дней!
Великая радость – работа, –
В полях, за станком, за столом, –
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета, –
Часы за упорным трудом!

Для чего вообще трудится человек?

Назовите знаменитых людей, исторических деятелей, которые вызывают у вас восхищение своими трудовыми подвигами?

(Ответы детей)

Во все времена писатели прославляли труд, как главное мерило личности.

В своих художественных произведениях Макаренко не уставал разъяснять очень ценную мысль, что производительный труд – сильнейшее педагогическое средство.

В книгах “Педагогическая поэма”, “Флаги на башнях” труд показан как основная воспитательная и движущая сила.

Без прекрасных творений ума и сердца Макаренко – колонии имени М.Горького и коммуны имени Ф.Э.Дзержинского, – без его открытий в теории воспитания невозможно представить сегодняшний день.

Труд, общественное производство Макаренко считал наиболее благоприятными условиями для воспитания и сплочения коллектива. Макаренко говорил: “Давая коммунарам высокую квалификацию, связанную со средним образованием, мы в то же время сообщаем ему многие и разнообразные качества хозяина и организатора. В самостоятельном решении производственно-экономических и социальных вопросов для коммунаров прежде всего место приложения их общей энергии, но это не энергия людей, отказывающихся от личной жизни, это не жертва подвижников, это разумная общественная деятельность людей, понимающих, что общественный интерес – это есть и интерес личный”.

На примере колонии можно увидеть, как в трудовом усилии воспитывается не только подготовка человека, но и подготовка товарища, то есть воспитывается правильное отношение к другим людям, – это уже нравственная подготовка. Человек, который старается на каждом шагу от работы увильнуть, который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами их трудов, такой человек – самый безнравственный.

Скажите, чем занимались мальчики и девочки в колонии? Как они относились к труду? Все ли одинаково любили труд, осознавали его необходимость в становлении и воспитании нового человека? Почему? Как поступали с теми, кто не хотел трудиться? Приведите примеры из книги Макаренко “Флаги на башнях”.

(Ответы детей)

Макаренко начинал в очень тяжелой обстановке в коммуне имени Дзержинского. Хоть и здание было очень красивое, с великолепным вестибюлем, прекрасными классными комнатами…но не было ни одного порядочного станка. Мастерские: сапожная, швейная, столярная были в ужасном состоянии, не было самого необходимого оборудования. Можно ли работать в таких условиях и выпускать качественные изделия?

А коммунары смогли. Поначалу, конечно, было очень трудно. Вспомните эпизоды из книги.

“Никакого цеха и не было. К стене машинного отделения, вздрагивающей от гула станков, снаружи кое-как был прилеплен дырявый фанерный навесик. Он составлял формальное основание сборного цеха; под навесиком помещалось не более 4 ребят, а всего в цеху работало человек 20. все остальные располагались просто под открытым небом…

На площадке густо стояли примостки различной высоты и величины, сделанные кое-как из нестроганных обрезков. Некоторые мальчики работали просто на земле.

На площадку эту из машинного отделения высокий чернорабочий то и дело выносил порции отдельных деталей. Деревообделочная мастерская колонии производила исключительно театральную, дубовую мебель. Детали, подаваемые из машинного отделения, были: планки спинок, сидений, ножки, царги, проножки. Собирали театральные стулья по три штуки вместе, но раньше, чем собрать такой комплект, составляли отдельные узлы: козелки, сидения… Сборкой узлов и целых комплектов занимались более квалифицированные мальчики. Они работали весело, стучали деревянными молотками”. (с.106-107, “Флаги на башнях”)

И на эти мастерские, которые можно так назвать, Наркомпрос возлагал большие надежды. В первые три года коммуне имени Дзержинского пришлось пережить большую нужду, но именно эта нужда и стала прекрасным стимулом для развития труда. Все усилия колонии были направлены на то, чтобы заработать.

Скажите, как зарабатывали колонисты в первые годы?

(Ответы детей)

Первый год колонисты много работали в своих столярных, они делали все, что требовалось для домашнего обихода – стулья, шкафики. И были заказчики. Продукция, сделанная на подобных станках не могла соответствовать стандартам, поэтому она была низкого качества. Заказчики обижались; было очень трудно свести концы.

Кто помог колонии выжить? Как Соломон Борисович поставил производство? Как выходили из положения, если стулья получались с браком?

Со временем в колонии все наладилось. Упорство, вера, трудолюбие – вот что помогло мальчишкам и девочкам удержаться на плаву.

Назовите мальчиков, которые запомнились вам больше всех?

Почему Ваня Гальченко сразу “влился” в рабочую струю колонии, хотя у него не все так гладко получалось? О чем часто спорили колонисты с Соломоном Борисовичем?

(Ответы детей)

В 1931 году в колонии началось строительство первого завода металлообрабатывающей промышленности.

Что он должен был выпускать? Для чего нужны были сверлилки?

Расскажите, как началось строительство нового завода.

(Ответы детей)

Итак, мы можем смело утверждать, что труд – это мерило ценности человека. Активная жизненная позиция формируется в разнообразных видах деятельности, среди которых учеба является главным делом школьника. Вам учителя говорят, что вы должны овладевать знаниями, учебными умениями и навыками, готовить себя к выбору профессии, где вы будете трудиться.

В чем гражданский смысл учебы? Каким образом ваша учеба связана с вашим будущим? Принесет ли она пользу для общества?

Что значит – учиться на совесть? У кого жизнь труднее: у двоечника или отличника?

(Обсуждение вопросов)

Говорят, что труд облагораживает человека, делает его добрее, сильнее. Да, это так. Мы с вами только что убедились, обсудив книгу Макаренко А.С. “Флаги на башнях”. Трудясь, человек не только преобразует окружающую его жизнь, он изменяет и самого себя, воспитывает в себе лучшие качества: целеустремленность, благородство помыслов, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи, стойкость в преодолении невзгод, потребность в постоянном самосовершенствовании. Труд создал человека. Он вновь и вновь создает каждого человека.

Ваша учеба – это ваш долг и право. Вы должны с большой ответственностью относиться к учебной, трудовой, общественной деятельности, поручения все выполнять добросовестно.

Ребята, никогда не забывайте, что всякий труд требует напряжения сил, воли, преодоления трудностей, собственной лени.

В нашем обществе человека ценят за добросовестный труд. Труженики пользуются у нас всеобщим уважением и почетом.

Я желаю вам, чтобы вы стали настоящими тружениками и пользовались уважением и почетом.

В ЧЕЛОВЕКЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЕ ПРЕКРАСНО!

…Красота полезна, потому что
она – красота, потому что в
человечестве – всегдашняя
потебность красоты и высшего
идеала ее.

Ф.Достоевский.

Беседа для подростков

Цель – воспитание стремления к красоте, эстетике внешнего вида, быта.

Потребность в красоте, как и всякая другая потребность, является источником активности человека. Однако эта активность должна быть направлена не только на создание красоты, но и на искоренение безобразного во всех сферах жизни. Каждый гражданин общества должен проявлять непримиримость к грязи и захламленности в квартирах, во дворе, на улице, на рабочем месте, особенно к антисоциальному поведению пьяниц и хулиганов, к сквернословию, хамству, к самым различным проявлениям эгоизма и шкурничества. Ведь подобные вещи противоречат здравому рассудку, оскорбляют нравственные чувства людей, оскверняют их эстетические идеалы. Лишь в борьбе с подобными явлениями, где бы они ни происходили, формируется личность, обладающая высокой нравственной и эстетической культурой.

Вам, ребята, необходимо прочувствовать и осознать всем своим существом красоту добра и безобразие зла.

Вы должны понять, что красота – это все то доброе и прекрасное, что окружает человека и вызывает в нем хорошую чистую радость.

Мы часто говорим о внутренней красоте человека, о его нравственных качествах, благородных поступках. Сегодня же мы поговорим о красоте внешней.

Как вы понимаете красота? Что означает красота внешнего вида? Зачем она нужна человеку? А что такое эстетика быта? Как вы ее соблюдаете?

(Ответы детей)

А.С.Макаренко очень ценил все красивое, не только внутренне содержание человека: его характер, поступки, но и лицо, костюм, прическу.

“Стремление к красоте, крепко заложенное природой в каждом человеке, есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре”, – писал он в педагогических статьях.

Работая с беспризорниками, которые понятия не имели ни о белых скатертях, ни о чистых зеркалах, красивой одежде, он говорил: “Бить на красоту – бить наверняка!”

Макаренко не представлял себе детского коллектива, в котором ребенку хотелось бы жить, не красивым с внешней стороны. Воспитывая детей, он не пренебрегал эстетическими сторонами жизни. Если мы откроем книгу “Флаги на башнях”, то вспомним описание колонии, ее внешнего вида.

Скажите, какой мы видим колонию на первых страницах? Какое у вас сложилось впечатление? Чему удивился Игорь, когда милиционер его вел по территории колонии?

(Ответы детей)

Колония поразила его обилием цветов, яркими золотыми дорожками, чистотой. А когда он зашел в вестибюль, он растерялся еще больше.

“Перед ним был марш широкой лестницы, покрытой бархатной

малиновой дорожкой. В конце марша – просторная площадка, дубовые двери, на них золотом на стекле написано: “Театр”.

А рядом с дверьми в театр огромное квадратное зеркало, а самое главное, оно отражает бесконечную и щедрую ленту ярко-красных цветов, уставленных по всему барьеру в особых длинных ящиках. Он двинулся влево по коридору. Вправо коридора не было, а на такой же дубовой двери таким же нарядным золотом было написано: “Столовая”. С одной стороны коридора были большие окна, а с другой несколько дверей и между ними, в больших рамах не то стенгазеты, не то что-то другое. Последняя дверь слева: “Совет бригадиров”. Солнечное сияние в двух огромных окнах ослепило его…”

(“Флаги на башнях”, с.41-43)

Макаренко заботился, чтобы коммунаров окружала эстетика комнаты, лестницы, станка и учил их самим создавать эту эстетику. Он считал, что эстетика – это и есть фактор воспитывающий.

Скажите, как красота влияет на человека? А что именно она воспитывает в нем? Вам бы захотелось сорить, проходя по шикарной лестнице или разбить стеклянную табличку с надписью золотыми буквами? Почему?

(Ответы детей)

“Красота – самый могучий магнит, и привлекает не только красивое лицо или фигура человека, но и красивый поступок, красивый спектакль, вышивка…” Антон Семенович говорил, что красивая жизнь должна быть обязательно, потому что она воспитывает в человеке радость, полноту жизни.

Когда коллектив был беден, первое, что построили – оранжерею с расчетом на гектар цветов. И выбрали не самые обыкновенные цветы, а розы и хризантемы. Цветы стояли не только в спальнях, столовой и классах, но даже и на лестницах. Ухаживали за цветами сами коммунары. И как после ухода за цветами можно было уничтожить такую красоту? После этого ни у кого не могла подняться рука, замахнуться на красоту!

Чтобы красота служила человеку долго, за ней надо ухаживать. Красивые ковры и зеркала надо чистить, окна – мыть.

Красота соседствует с чистотой. Большое внимание уделялось в коммуне чистоте.

Скажите, как боролись за чистоту в коммуне? Кто убирал спальни, классные комнаты? А кто проверял, следил за тем, чтобы всегда было чисто?

(Ответы детей)

В колонии немалое внимание уделялось и эстетике внешнего вида. Строго спрашивалось за неухоженный внешний вид! Костюмы, чистота комнат, чистота обуви – проверялись каждый день. “Ботинки, не смотря ни на что, должны быть вычищены до блеска, иначе воспитания не получится”, – говорил Макаренко. Лицо, зубы, прическа – все должно соответствовать. На костюме не должно быть и пылинки. Он должен быть безупречен!

Воспитательное значение имела и столовая. Давайте вспомним, какая она была.

(Ответы детей)

“…Игорь проходил через просторную, светлую, украшенную цветами столовую. Скатерти сияют такой белизной, точно их сегодня переменили, или это утреннее солнце так радостно светит?”

(с. 87, там же)

Все это очень важно: стол, белые скатерти; потому что только белая скатерть может научить аккуратности. В первые дни она может быть грязной, в пятнах, он со временем она станет чистой. Серьезные требования Макаренко предъявлял ко всему: к учебнику, ручке, карандашу, к рабочему месту. Из этих мелочей и составляется эстетика быта.

Эстетика поведения – это поведение оформленное, получившее какую-то форму. А форма сама является признаком более высокой культуры. В борьбе за такую культуру проходила жизнь в коммуне.

Забота, опрятность, аккуратность, бережное отношение – вот что воспитывает эстетика быта. И это очень важно.

Как выглядели девочки в коммуне? Кто вам больше всех понравился? Почему?

А кто из преподавателей вам импонирует больше всего? Что именно нравится вам в этом человеке?

(Ответы детей)

Еще римский поэт Публий Овидий так сказал о красоте:

Божий дар – красота;
И если прикинуть без лести,
То ведь придется признать:
Дар этот есть не у всех.
Нужен уход красоте;
Без него красота погибает,
Даже если лицом схожа с Венерой самой.

В колонии учились ценить красоту, ухаживать за ней. Это воспитывалось в детях каждый день, каждую минуту.

Читая Макаренко, мы видим в каждой его мысли заботу о детях, о желании сделать их жизнь красивой и научить их создавать красоту вокруг себя.

Макаренко не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого. Поэтому учителя ходили на работу в лучших костюмах. Макаренко на внешность обращал первейшее внимание. Он считал, что внешность имеет большое значение в жизни человека. Если человек грязный, неряшливый, то он не может следить за своими поступками. Макаренко требовал от коммунаров не только чистоплотности, но и изящества, чтобы они могли ходить, стоять, говорить, чтобы были приветливы и вежливы.

Подумайте: может ли опрятный, красиво одетый человек говорить нецензурные слова? А кто больше способен на недостойные поступки тот, кто красиво одет или тот, кто неряшлив? Почему? Значит, и одежда в какой-то мере воспитывает, так? А как вы относитесь к красоте? Хотите ли вы быть красивыми и жить красиво? Как вы этого можете достичь?

Красиво жить не просто звук пустой.
Лишь тот, кто в мире красоту умножил
Трудом, борьбой, тот жизнь красиво прожил,
Воистину увенчан красотой!

Ребята, вдумайтесь, какие слова и как точно они передают содержание красоты. И.Бехер говорит нам, что за красоту надо бороться, ее необходимо преумножать.

Я желаю вам всего самого доброго и чтобы вы прожили жизнь красиво и достойно!

НАШИ ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ

Жизнь каждого человека- это вселенная,
потерю которой невозможно восполнить…

Цель – воспитывать у детей отношение к жизни как к большой ценности на земле, развивать нравственные качества личности

Ребята, мы сегодня с вами поговорим о человеческих ценностях.

Что такое человеческие ценности? Что может ценить человек?

(Ответы детей)

Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности. В различных общественных классах были разные представления о ценностях: любви, добре, свободе, справедливости…

У каждого человека есть свои нравственные ценности, то, что он больше всего ценит, что для него свято.

Что является ценностью для вас?

(Дети перечисляют свои ценности)

Если человек умеет правильно оценивать события, различные ситуации, поступки, он имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, добрым и злым, полезным и вредным.

Если человек мечтает приобрести только материальные блага, он и оценивает себя на уровне материальных благ: как владельца дома, дачи, машины…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать страдания, приносить людям счастье, радость, он оценивает себя на уровне этой своей человечности.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь и получить радость.

И так, что такое главные человеческие ценности?

Послушайте стихотворение М.Андронова.

По тропинке той, что шла к реке,
Под поникшей веткой тополиной,
Бился голубь в детском кулаке
На виду у стаи голубиной.
Бился голубь, голубь был живой,
А его кормилец восьмилетний
В пыль уткнулся мертвой головой
И закат в селе не видел летний.
А закат был от пожаров рыж.
Бился голубь, как в тиски зажатый,
Как хотел он взвиться выше крыш,
Как хотел взлететь к семье крылатой!
Жизнь и смерть сплелись в один клубок.
Мальчик был убит фашистской миной.
Он лежал в пыли, а голубок
Сердцем рвался к стае голубиной.

Давайте скажем, какая самая главная человеческая ценность воспевается в стихотворении?

Да, жизнь – это и есть самая главная ценность на земле. И каждый человек должен беречь свою и чужую жизнь. Недаром есть такая поговорка: “Жизнь каждого человека – это вселенная, потерю которой невозможно восполнить…”.

Выдающийся педагог А.С. Макаренко учил своих воспитанников ценить жизнь свою и чужую, учил жить красиво и достойно: в труде, честности, заботе друг о друге. Всю свою жизнь Макаренко посвятил детям. Он работал, не зная ни выходных, ни отпусков, он не щадил себя ради счастья детей.

У каждого человека есть выбор – какой сделать свою жизнь, для кого жить.

В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной до солнца достать
И подарить его людям.

Чтобы жизнь стала счастливой, нужно наполнить ее смыслом. Потребность жить полной жизнью есть потребность всякого человека, заставляющая его искать и находить смысл жизни. Человек, который ощущает свою жизнь лишенной смысла, жить не может, или он живет не человеческой, а растительной жизнью. Ф.М.Достоевский устами своего героя хорошо выразил существование потребности иметь смысл жизни: “ …тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на земле.”

Вот как пишут поэт А.. Исаакян о жизни, о смысле.

Жить – ради радости счастья,
Жить – ради горечи слез.
Жить – ради слова участия,
Жить ради прелести грез.

Жить и в страданье, и в ласке.
В вере, безверье, во сне,
В упоении сказки
И в поклоненье весне.

М. Уилсон пишет, что у человека есть потребность, о которой он не забывает: “О могучем сладостном стремлении созидать – все равно что: идею, машину, дом, платье, растение, выращенное из семени, но создавать именно так, как замыслил. И когда людей лишают такой возможности, им чего-то не хватает в жизни…”

Вы можете привести примеры созидания из книг А.С.Макаренко. В колонии действительно царил дух созидания, творчества. Сердце, руки, мозг каждого ребенка были заняты творческой работой. Они каждый день что-то делали, создавали, двигали жизнь по заданному руслу. Они постоянно находились в движении.

Эту же мысль выразил Лев Толстой: “Когда человек находится в движении, он всегда придумывает себе цель этого движения. Для того, чтобы идти 1000 верст, человеку необходимо думать, что что-то хорошее есть за этими тысячью верстами. Нужно иметь представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться”.

А. Антон Чехов видел смысл жизни проще: “Человек должен трудиться, работать в поте лица и в этом заключается смысл и цель жизни, его счастье, его восторги”.

Вы назвали еще одну ценность – веру.

Что означает вера? Во что вы верите?

Вера – это убежденность, глубокая уверенность в чем-то.

Русская пословица говорит: “Добро тому, кто верит”. Как вы понимаете это? Во что надо верить? Почему?

(Ответы детей)

Чтобы жизнь у человека была счастливой, необходимо ему верить в себя. Это самое главное. Послушайте притчу.

Обращается человек к Богу: “Господи, помоги мне поверить в тебя.

Сколько я уже молюсь, а все никак не могу поверить”.

На что ему Бог отвечает: “Сначала поверь в себя, и ты поверишь в меня”

Действительно, вера в себя – вещь очень сильная.

Зачем нужно верить в себя? Как вы понимаете: “По вере да воздастся”?

Немецкий писатель и мыслитель Гете писал: “Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял; состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу – и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все.”

Чехов сказал: “Человек – это то, во что он верит”.

Давайте обсудим эти два высказывания.

(Ответы детей)

Вера вырастает из самых глубин человеческого естества. Человек не может жить без веры, без точки опоры. Его внутренний мир непременно должен включать в себя развитое чувство веры во что-то: в Бога, в Спасение, в Счастье, в Добро.

Не почитающие бога,
В жестокий выросшие век,
Мы понимаем понемногу,
Что верой крепок человек.

Вера в святыни дает человеку духовные качества. Он становится добрее, терпимее, имеет собственное достоинство.

Представьте себе человека, живущего без веры, он мрачно смотрит на будущее. Ему не на что опереться, разве что только на разум. Вера служит

Нам путеводной нитью в самых сложных жизненных ситуациях. Один из философов сказал: “Вера – это, прежде всего, мужество духа, который стремительно бросается вперед, уверенный, что найдет истину. Она – не враг разума, а его свет”. И если человек видит этот свет, доверяет своему сердцу, то преодолевает все на своем пути. Отсутствие веры – главная причина духовной пустоты.

Когда без веры мы живем,
Стремленья к свету не имея,
Душа черствеет с каждым днем,
А ум становится лакеем.

Если вы теряете веру в себя, в другого человека, в душе происходит надлом, человек становится двуличным, лицемерным. Каким бы пороками не взошли семена безверия, человек делается нравственно толстокожим, этические ценности для него не существуют. Он зорко подмечает малейшие проявления безнравственности в окружающем мире, зло как бы притягивает его.

Сердце изгрызла горечь сомнений,
Разум смущен бурлением мысли.
Я за соломинку рад бы схватиться –
Хрустнет в ладонях эта соломинка.
Что же мне делать?
Мыслимо ль выплыть?
Мыслимо ль верить?
Мыслимо ль… Верь! (Я. Райнис)

Испокон века наш народ всегда отличался крепкой верой, потому и выстоял в войнах, вынес на плечах своих все тяготы жизни. Для него всегда были святынями – Вера, Любовь, Добро.

Верь в великую силу любви,
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий
Мир, погрязший в грязи и крови.
Верь в великую силу любви!

Добро, доброта – вечные ценности человека!

Издавна на Руси ценилась доброта.

Как вы понимаете, что такое добро? Зачем его нужно делать?

(Ответы детей)

Генри Давид Торо сказал так: “Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. А Людвиг Ван Бетховен: “Я не знаю других признаков превосходства кроме доброты”.

Давайте обсудим эти высказывания.

Китайская мудрость говорит, что “добра и зла исток – в душе у нас, а не во вне”. От самого человека зависит – будет он добрым или нет. Духовная личность выражается в активном отношении к добру и злу, в умении не только видеть добро и зло, но и близко принимать к сердцу все, что происходит. Идеи добра – это мерка, с которой мы подходим к объяснению и оценке человеческих отношений вокруг себя. Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни. Добрый человек замечает в других прежде всего хорошее, злой – дурное. Добро нужно совершать всегда и вы увидите сколько появится у вас хороших друзей, насколько вы сами станете счастливее. А.П.Чехов писал: “Пока вы молоды, бодры, не уставайте делать добро. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл и цель не в вашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте же добро.”

Порой не только поступок, а простое слово сделает человека радостнее, счастливее. Не забывайте говорить хорошие слова каждый день, но и подумайте прежде, чем сказать обидное слово, высказать недовольство. Ведь слово может и ранить, нанести ущерб душе.

На доброе слово не надо скупиться.
Сказать это слово – что дать напиться.
Со словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться.
Но слова обидного остерегаться
Не то же ль, что собственной тени бояться?
Я истины эти знаю измлада,
А думать над ними всю жизнь мне надо.

Добро должно быть активным, деятельным.

Что значит – деятельное добро? Приведите примеры.

Но знаешь ли ты, в чем добро вековое?
Должны мы любить всех живых, все живое,
Ни в мыслях, ни в действиях зла не питая, –
Вот истина вечная, правда святая!
Все люди ко многим занятьям способны,
Но те лишь прекрасны, что сердцем беззлобны!

Необязательно вовсе иметь большие способности, талант, если в сердце живет злоба, а не любовь.

Ребята, я вам желаю, чтобы вы не растеряли самые главные ценности: веру, добро, любовь, чтобы свою и чужую жизнь берегли как высшую ценность на земле.

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Хромой путник может обогнать скакуна
на лошади, если знает, куда идти.

Беседа для подростков

Цель – формирование умения ставить цели в жизни, понимание предназначения человека, приходящего в мир для добра и созидания.

Писатель Бернард Шоу сказал: “Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям”.

Как стать Человеком? Что нужно для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог стать Человеком?

Не зря жизнь человека похожа на дорогу. День за днем, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Где начало нашего жизненного пути? Конечно же, в детстве.

Сейчас у вас переходный возраст, возраст самоопределения. Вам необходимо выработать собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям, собственные требования к себе и окружающим.

Перед человеком, которому предстоит стать личностью, вопросов много. На какие-то вы будете отвечать в течение всей жизни, на некоторые мы ответим сегодня. Итак, готовы к ответам?

Что в жизни для меня самое главное? Кем бы я хотел стать? Что для меня является ценностью в жизни? Есть ли у меня верные друзья? Чего бы я хотел достичь? Зачем людям моя жизнь? Хорошо ли окружающим со мной?

В чем мое предназначение?

(Ответы детей)

Чтобы жизнь сложилась, человек состоялся как личность – нужно знать свое предназначение, знать, чем ты хотел бы заниматься, какую профессию выберешь, как будешь жить. Мыслитель Ф.Бэкон сказал: “Хромой путник может обогнать скакуна на лошади, если знает, куда идти”. В романе “Дата Туташхиа” эта мысль выражена так: “…И было человеку дано: совесть, дабы он сим изобличил свои недостатки. Сила, дабы он мог преодолевать их. Ум и доброта на благо себе и присным своим, ибо только то благо, что идет на пользу ближним”. А Лев Николаевич Толстой писал: “Имей цель своей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, дня и часу, и для минуты, жертвуя низшие силы высшим”

Заслуженный деятель культуры Д.С.Лихачев целью жизни считал добро: “В чем самая большая цель в жизни? В увеличении добра в окружающем. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только из головы… главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.”

Мы сейчас попытаемся выбрать основные приоритеты для себя (метод ранжирования). Выпишите для себя 5 самых главных приоритетов.

(на ватмане написано: образование, семья, здоровье, творчество, труд, мир, развлечение, любовь, успех, деньги, свобода.

Перед русским богатырем Ильей Муромцем тоже был выбор:

…Едет он, близко ли… далеко ли… и доезжает он до горы. Лежит плита – камень, на этом камне подпись подписана и надпись подрезана:

А во ту дороженьку ехать – богату быть,
Во другу ехать – женату быть.
Да во третью-то ехать – убиту быть.
Да поехал в ту дорогу, еде убиту быть.
Да наехал на дороге-то станицу разбойников.
…Да разбил он станицу разбойников,
Да разбойников, подорожников.
Да поехал он большою дорогою…
Повстречался он с коварной королевичной…
Выпускал из глубокого погреба
Ее пленников: царей, королевичей.
А душечке королевичне срубил по плеч буйну голову.
…Да и та была дорожка прочищена.
Наставляет добрый молодец своего коня
И во тую ли дороженьку, где богату быть.
Во чистом поле собрал злато-серебро,
И раздавал злато-серебро по сиротам да бесприютным.
….И очищена эта дорожка прямоезжая.

О чьем счастье, благополучии заботился Илья Муромец? Почему?

Мудрость наших предков, заложенная в былине, такова: выбирая цель жизни, старайся принести не только себе, но и другим пользу.

Вероника Тушнова писала:
Человек живет совсем немного –
Несколько десятков лет и зим,
Каждый час, отмеривая строго
Сердцем человеческим своим.

Ребята, учитывали ли вы это, когда выбирали приоритеты на своем жизненном пути?

Давайте определим, какие задачи стоят перед вами, исходя их этих приоритетов. Сформулируйте ближнюю, среднюю, дальнюю задачи:

Через 5 лет я буду…
Через 10 лет я буду…
Через 50 лет я буду…

Разные трудности будут на вашем пути, но все нужно преодолеть. Нельзя отчаиваться, бояться трудностей. Послушайте притчу о двух птицах.

Две птицы летели в небесном просторе и вдруг попали в воздушный поток.

Одна испугалась, сложила крылья, прижала к груди голову и отдалась на волю проведения. Сильная воздушная струя подхватила обмякшее тело, закрутила в своем круговороте и понесла на скалы. Разлетелись перья в разные стороны, как символ безволия. Другая же птица распрямила крылья, вытянула голову, расправила грудь и полетела навстречу ветру. Когда воздушная круговерть осталась позади, она почувствовала силу в крыльях и уверенность в душе, и поняла она, что теперь она может лететь даже к солнцу. В минуты трудных испытаний нельзя складывать крылья – судьба не жалует слабых, она разбивает их при первой возможности нужно расправлять крылья и лететь навстречу буре! Тогда буря под натиском силы разобьется о каменную волю и разлетится слабыми перьями воздушных потоков!

Роберт Рождественский писал: “ У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по свое серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить?..”

Хочется, чтобы вы выбор свой делали исходя из таких понятий, как благо окружающих тебя людей, доброта, любовь, честность, благородство. И тогда ваш выбор будет правильным!

И тогда вы осилите дорогу жизни!