Чем отличается программа от проекта в библиотеке. Алгоритм создания социального проекта

Указать основные отличия проекта от программы и операционной деятельности, отличия проектов от бизнес-процессов?

Программа - это комплекс взаимоувязанных проектов.

Программа - совокупность проектов или проект, отличающийся особой сложностью создаваемой продукции и/или методов управления его осуществлением. Главное отличие проектной деятельности от операционной деятельности -- это время деятельности. Проект -- это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или результатов. Операционная деятельность -- это функция, направленная на непрерывное выполнение действий по предоставлению повторяющейся услуги или по производству одного и того же продукта.

Проекты отличаются от операционной деятельности следующим:

  • · у проектов ограниченный срок, т.е. проекты имеют временной характер;
  • · у проектов большое количество критических рисков;
  • · проекты могут принимать большое количество существенных изменений;
  • · команда, как правило, формируется для одного проекта.

Бизнес-процесс - это регулярно повторяющаяся последовательность взаимосвязанных мероприятий (операций, процедур, действий), при выполнении которых используются ресурсы внешней среды, создается ценность для потребителя и выдается ему результат.

Табл.1. Отличия проектов от бизнес-процессов

Бизнес-процесс

Работы, взаимодействия, ресурсы, роли.

Привычные, повторяющиеся, ограничены утвержденными регламентами.

Новые, изменяющиеся разовые, разнородные, межфункциональные

Окружение

Привычное, стабильное

Новое, изменяющееся

Оргструктура

Работы выполняются в стабильных организационных структурах

Работа выполняются во временно созданных структурах, действующих в пределах проектного цикла

Ограниченные

Приоритеты и оценка эффективности деятельности

Воспроизводство, эффективность определяется дост. промежуточных функциональных результатов

Достижение цели, эффективность определяется достижением установленных конечных целей

Основ. элементы жизн. цикла

Реализация

Планирование, реализация, контроль, завершение

Изменения

Превращение ресурсов в продукт

Цел. изм. внутренней среды, в которой реализуется проект

«Программа». Сравнение понятий проект и «программа»

В ряде отраслей - таких, как авиационно-космическая или оборонная промышленность, создаваемые объекты являются настолько сложными, что работа над ними осуществляется не в составе проектов, а в составе Программ, которые можно определить как совокупность проектов или проект, отличающийся особой сложностью создаваемой продукции и/или методов управления его осуществлением. При таком подходе термин "проект", как правило, связывается с относительно краткосрочными целями. В настоящее время в Российской Федерации разработан и реализуется ряд программ развития: топлива и энергетики, продовольствия, транспорта и связи, жилья, машиностроения и некоторые другие.

В число приоритетных федеральных программ вошли программы энергоснабжения, электрификации и газификации сельских районов, повышения безопасности атомной энергетики, использования нетрадиционных источников энергии, освоения газовых месторождений полуострова Ямал, развития Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса.

Характеристики понятия «проект». Признаки проекта

Проект как объект управления описывается совокупностью определенных показателей - характеристик проекта, которые закладываются на этапе планирования (см. Главу 1). На основе характеристик определяется, во-первых, целесообразность, выполнимость и устойчивость проекта а, во-вторых, пути и способы достижения запланированных показателей. Именно поэтому, для принятия финансовой организацией положительного решения о выделение средств, последующих эффективного управления проектом и успешной его реализации необходимо сформулировать и обосновать планируемые характеристики проекта.

К основным характеристикам проекта относятся следующие:

· Цель и основные результаты проекта, получаемые бенефициариями в ходе реализации проекта и после его завершения;

· Финансовые средства, необходимые для реализации проекта;

· Качественные и количественные характеристики ресурсов, требующихся для реализации проекта;

· Квалификация специалистов и возможности организаций, привлекаемых к реализации проекта;

· Количественные и качественные показатели работ по проекту;

· Сроки выполнения проекта.

Текущие значения этих показателей могут меняться на протяжении всего жизненного цикла проекта, что обусловлено влиянием внутренней среды проекта и его внешним окружением. Эффективность управления как раз и предполагает достижение запланированных показателей проекта при действии указанных влияний . Таким образом, становится более понятной сама цель применения методологии и инструментов проектного менеджмента для достижения оптимального результата при заданных ограничениях и существующих рисках.

Основные отличия проекта от программы и операционной деятельности, отличия проектов от бизнес-процессов

Программа не имеет точки завершения. Скорее, программа - это непрерывный процесс перемен. Проект может быть составной частью программы.

Например, проект “Аполлон-11” - это часть американской лунной программы. Управление программой включает в себя управление входящими в нее проектами.

Проект -- это средство стратегического развития. Цель -- описание того, что мы хотим достичь. Стратегия -- констатация того, каким образом мы собираемся эти цели достигать. Проекты преобразуют стратегии в действия, а цели в реальность.

Таким образом, каждая работа, которую выполняет конкретный сотрудник, привязывается к достижению стратегических целей организации (рис. 1.1)

Причина такого внимания к понятию «проект» в том, что методы и инструменты управления проектами эффективно применять именно к проекту. Однако далеко не вся работа, ведущаяся в организации, является проектами. Поэтому компании, внедряющие управление проектами, часто испытывают затруднения с разделением проектов и операционной деятельности.

К примеру, является ли курс обучения сотрудников проектом? Любой курс имеет ограниченные сроки проведения, бюджет, требования к качеству. Для курса могут быть определены цели. Таким образом, курс обучения можно рассматривать как проект. Но если компания проводит десятки курсов в год и деятельность по организации обучения является рутинной, повторяющейся, не несет никакой уникальности в плане управления, -- является ли курс проектом? Необходимо ли применять методы управления проектом для каждого курса, например, назначать руководителя проекта и создавать график проекта? Аналогичная ситуация может возникать на заводе, производящем машины. Каждая машина может рассматриваться как небольшой проект.

В приведенных примерах, скорее всего, курс обучения и производство машины проектами не являются. Фактически, в предложенном контексте массового производства машин и проведения курсов, компания реализует серийное производство типовых продуктов и услуг без явного ограничения этой деятельности по срокам.

У каждого проекта есть четко определенные начало и окончание. Проект заканчивается вместе с достижением всех его целей или наоборот, когда становится ясно, что эти цели не могут быть достигнуты. Временность не означает краткосрочность проекта -- многие проекты могут продолжаться несколько лет. В любом случае, проект конечен и не может состоять из постоянно продолжающихся действий.

Очень многие предприятия временны в том смысле, что в какой-то момент работа на них остановится. Например, понятно, что конвейер по производству определенной модели автомобилей когда-то остановится, так как машина будет снята с производства. Однако такой род временности не делает конвейер проектом, поскольку работа по сборке машин является типичной рутинной операционной деятельностью. Фундаментальное отличие проекта заключается в том, что проект заканчивается, когда поставленные цели достигнуты, тогда как при непроектной деятельности перед исполнителями ставятся новые цели и работа продолжается.

Временная природа проектов сказывается и на других аспектах проектной деятельности. Например, проекты обычно имеют четко очерченные временные рамки для создания продукта или услуги, поскольку благоприятная для них ситуация на рынке складывается на ограниченное время. Кроме того, проектная команда, как правило, по его окончании распадается, а ее члены переходят в другие проекты.

В отличие от конвейера по сборке автомобилей хорошим примером проекта может быть разработка нового автомобиля. Разработка осуществляется в ограниченные сроки и продолжается до достижения определенного результата -- прототипа нового автомобиля. Когда результат достигнут, автомобиль отправляется в производство, а проектная команда -- конструкторы, дизайнеры, инженеры и прочие -- могут быть вовлечены в новый проект, хотя и не обязательно в том же составе.

Таким образом, операционная деятельность состоит из постоянного повторения одних и тех же операций с целью производства одного и того же продукта (или предоставления одной и той же услуги). Примерами могут служить серийное производство, продажи типовых продуктов, бухгалтерские операции.

Основная разница между операционной и проектной деятельностью (табл. 1.1) в том, что операционная деятельность оперирует привычными результатами в устоявшихся бизнес-процессах, а проектная работа подразумевает уникальные результаты и ограниченный срок работ.

Отличия проектов от бизнес-процессов

Бизнес-процесс

Работы, взаимодействия, ресурсы, роли.

Привычные, повторяющиеся, ограничены утвержденными регламентами.

Новые, изменяющиеся разовые, разнородные, межфункциональные

Окружение

Привычное, стабильное

Новое, изменяющееся

Оргструктура

Работы выполняются в стабильных организационных структурах

Работа выполняются во временно созданных структурах, действующих в пределах проектного цикла

Ограниченные

Приоритеты и оценка эффективности деятельности

Воспроизводство, эффективность определяется достижением промежуточных функциональных результатов

Достижение цели, эффективность определяется достижением установленных конечных целей

Основные элементы жизненного цикла

Реализация

Планирование, реализация, контроль, завершение

Изменения

Превращение ресурсов в продукт

Целенаправленное изменение внутренней среды, в которой реализуется проект

В современном мире побеждает лишь тот, кто лучше всех подготовлен к предстоящим действиям. Программа и план – две важных части проектного менеджмента, реализация идей которого позволяет привести к успеху любое предприятие. Понимание разницы между ними очень важно для будущих руководителей, которые хотят не просто быть винтиком системы, а грамотно управлять ресурсами и определять своё будущее.

Программа – последовательный алгоритм действий, реализация которого позволит исполнителю достигнуть определённой цели. Программа может быть компьютерной, предвыборной, рабочей. Всех их объединяет одно: набор взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач.
План – ряд действий, объединённых единой целью и предназначенных к выполнению до определённой даты. План позволяет создать рабочий график, который дисциплинирует как отдельного индивида, так и группу людей, помогая им ориентироваться во времени и пространстве.

Разница между программой и планом

Таким образом, программа – широкое понятие, обозначающее стратегию достижения результата. Без неё не обходится деятельность ни одной крупной компании и организации, руководитель которой действительно хочет добиться успеха. Программа – гибкая, ради достижения целей отдельные пункты могут изменяться, адаптироваться под реальные условия. При этом она может иметь несколько планов, выполняемых параллельно.
План – устаревший способ реализации задач проектного менеджмента. Он детализирован, а каждое событие обладает временными рамками, но далеко не факт, что выполнение всех задач приведёт к достижению целей.

TheDifference.ru определил, что отличие программы от плана заключается в следующем:

Широта понятия. Программа – более широкая категория, которая может включать в себя несколько планов.
Прогрессивность. Программа является более гибкой, нежели план, и её можно корректировать, направлять в процессе реализации.
Гибкость. Отдельные пункты программы могут выполняться независимо друг от друга, возможно несколько исходов. План всегда линеен, а потому должен реализовываться последовательно.
Детализация. Программа содержит лишь общие положения, цели, а план – детальную проработку каждого шага, временные рамки, ресурсы.
Оценка результата. Чтобы понять результативность плана, необходимо сопоставить запланированные мероприятия с реально выполненными. Оценить эффективность программы можно лишь по достижении цели.

Программа (англ. - Program) – в рамках управления проектами, это последовательность из связанных друг с другом проектов , управляя которыми появляется возможность централизованной координации ими с целью достижения степени управляемости и преимуществ, что недоступно при управлении проектами по отдельности.

Некоторые программы могут включать в себя элементы работ, имеющих к этим программам отношение, но в тоже время лежащих за пределами содержания проектов этой программы. Проект может быть включен или не включен в программу, в то время, как программа всегда содержит проекты.

Централизованное и скоординированное управление несколькими проектами для достижения стратегических целей компании и преимуществ программы определяется как управление программой. Через достижение общих целей и совместных функциональных возможностей проекты должны быть связанны между собой в программе. Проекты имеющие связь только лишь в наличии общего клиента, технологии или ресурса следует расценивать как портфель проектов .

В управлении программами необходимо уделять главное внимание зависимостям между проектами и формированию оптимального подхода к управлению. Для этого используют следующие подходы:

  • снимаются ограничения по ресурсам и/или руководитель программы стремится разрешить конфликты, которые затрагивают некоторые проекты в рамках системы
  • проводится согласование организационного/стратегического направления ориентированное на цели и задачи проекта и программы
  • в рамках общей структуры управления руководителем программы производится решение вопросов и проводится управление изменениями

Управление программами в классическом понимании пришло из сферы управления большими программами оборонного комплекса США (область аэрокосмических разработок - NASA - American National Aeronautics and Space Administration). Для управления программой назначают опытного руководителя, параллельно этому назначению, производятся назначения руководителей для каждого проекта входящего в эту программу. Объединение взаимосвязанных проектов в программы в итоге является полезным т.к. появляется возможность управлять всеми ресурсами проектов программы, консолидировать данные со всех проектов, вырабатывать общие подходы, перераспределять финансирование между проектами и т.д.

Сходства и различия программ и проектов

В некоторых случаях программы не имеют своего жизненного цикла, т.к. состоят из нескольких проектов, каждый из которых имеет свой жизненный цикл. Программы отличаются от проектов большей продолжительностью и могут иметь неограниченную длительность, т.к. некоторые проекты программы завершаются, а некоторые добавляются. Что касается руководителя программы, то это должность долгосрочная в отличие от руководителя проекта. Проекты внутри программ и операции внутри проектов в некоторых случаях связанны между собой тремя способами:

  • Через результат операции. Конечный результат конкретной операции является входом для другой операции в этом или смежном проекте.
  • Через общую единицу ресурсов. Назначенный ресурс на определенную работу не сможет преступить к следующей работе этого проекта или смежного проекта, пока не закончит текущую работу.
  • Через норму расходов общих ресурсов. Проекты становятся зависимыми друг от друга, когда расход некоторых ресурсов превышает возможности общего пула т.к. общие ресурсы в конечном итоге ограничены.

Отличие программы от проекта Программа – описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определённых результатов в будущем. Проект – представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, наиболее приземлённая, конкретная и выполнимая форма.


Основные требования к проекту ОГРАНИЧЕННОСТЬ (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) означает, что проект содержит: этапы и конкретные сроки их реализации; чёткие и измеряемые задачи; конкретные и измеряемые результаты; планы и графики выполнения работ; конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации проекта.


Основные требования к проекту ЦЕЛОСТНОСТЬ – общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ- НОСТЬ И СВЯЗНОСТЬ – логика построения частей, которые соотносятся и обоснуют друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.


Основные требования к проекту ОБЪЕКТИВНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на неё. КОМПЕТЕНТНОСТЬ АВТОРОВ И ПЕРСОНАЛА – выражение осведомлённости авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.




Основные разделы текста проекта Название проекта (должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия). Организация – исполнитель (название, адрес, телефон, реквизиты). Руководитель проекта (ФИО., должность, место работы, адрес, телефон, звания). География (территория, на которой будет проходить реализация проекта, координаты участников). Сроки выполнения. Учреждение/организация-исполнитель – указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, род деятельности заявителей, наличие достижений в сфере деятельности по проекту и т.д.


Основные разделы текста проекта ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (введение) - актуальность проекта определяется значимостью проблемы, решению которой призван способствовать проект. Актуальность и новизна по сравнению с аналогами. Чьи интересы затрагивает. Её масштабность и что может произойти, если проблема не найдёт решения. Аналитическое осмысление: проблему необходимо представить в количественных и качественных показателях.


Раздел «Постановка проблемы» качественно прописан, если: Он раскрывает необходимость выполнения проекта; В нём описаны обстоятельства, побудившие написать проект; Проблема выглядит значимой для территории, в целом для общества; Исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта; Масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу; Проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов; Проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя; Нет голословных утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов; написан кратко и интересно; Чётко определён способ решения проблемы


Цель проекта – это осознанное представление результатов деятельности по проекту Добиться результата можно, если чётко знаешь, чего именно хочешь добиться. Основные требования к формулировке цели: 1).достижимость в рамках этого проекта; 2).предусмотрение итогового результата проекта; 3).соответствие компетентности, подготовленности финансово- экономическим, материально- техническим, организационным условиям реализации проекта.


Задачи проекта Задача в проекте – это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. При формулировке задач лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать; а применять слова: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, подготовить. При формулировке задач рекомендуется использовать международный критерий SMART (конкретность, исчисляемость, территориальность, реальность, определённость во времени)


Удачно прописан раздел «Цели и задачи» если: Описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке; Цель является общим итогом проекта, а задачи – промежуточным; Из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации; По каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна чёткая задача; Цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению; Постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения; Язык ясен и чёток, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.




Содержание и механизм реализации проекта Основной компонент проектирования – выбор содержания, форм и методов деятельности по реализации проекта. Предполагает достаточно подробное описание в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов. Нельзя действовать по принципу «вали всё в кучу»!


Контрольные характеристики по разделу «Содержание и механизм реализации проекта» Чёткость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей; Доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы; Из раздела понятно, как, с кем, когда и где будет проходить/реализовываться проект; Естественность логической цепочки: проблема – цель – задача – метод; Нет лишней «воды», т.е. ненужных описаний, приложений и прочего отягощения текста.


Планирование – является самой важной частью механизма реализации План должен быть последователен и убедителен, в нём ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм. Конкретизация плана ведётся различными способами, в том числе и графической форме, например: п/п Дейс твия Сро ки Отв- ные Ре- сур- сы Резу льта ты Фак- тиче ские исполнители 1. 2.


Оценки результативности проекта Количественные показатели Востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел: акций, мероприятий и др. Показатели социального развития личности Динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал и т.п., качество продуктов социально- творческой деятельности (поделок, рисунков, походов, акций) и др. Показатели социальной адаптации личности Снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня активности и др. Показатели общественного мнения Популярность проекта, отклик в средствах массовой информации и др. Технологические показатели Четкость и эффективность управления, организационная культура участников, уровень организации в целом и отдельных мероприятий Экономические показатели Соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально- технических ресурсов




Финансовое обоснование проекта (основное внимание следует уделить) Сколько в целом необходимо средств на осуществление проекта; Какие средства есть в наличии у организаторов проекта; Какая есть материально-техническая база; Какие дополнительные источники финансирования можно найти (благотворительные пожертвования, спонсорские отчисления, доходы от разрешенной законом деятельности, труд добровольцев и т.д.); На какие цели будут израсходованы средства, собранные для реализации проекта Бюджет проекта должен быть «трёхколоночным», где в первой колонке указываются имеющиеся у заявителя средства, во второй – запрашиваемые средства, в третьей – общая сумма расходов. ПРАВИЛО: соотношение между имеющимися и запрашиваемыми по проекту суммами должно быть 50% на 50%