Простые скороговорки для детей. Смешные скороговорки для детей

Скороговорки, содержащие простые для произношения звуки ([Б], [П], [Г], [К], [Т], [Д], [В], [Ф] и др.)

У бабы бобы, у деда дубы. (У деда дубы, у бабы бобы.)

Дед Данила делил дыню,
Дольку Диме, дольку Дине.

До города дорога в гору,
От города - с горы.

Дудку дал Додону дед,
Дед, которому 100 лет.

Дима дарит Дине дыни,
Дыни Дима дарит Дине.

У Бобы винт, у Вити бинт.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Дуб дубовистый, широкозеленолистный.

Дятел дерево долбит,

День-деньской кору долбит.

Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.

Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.

Дятел, дятел-
мой приятель
Дуб долбит,
Как долотом.
Помоги мне,
Дядя тятел,
Для
Скворцов
Построить
Дом.

На дворе трава,
На траве дрова.

На дуб не дуй губ,
Не дуй губ на дуб.

От топота копыт пыль по полю летит.

У пеньков опять пять опят.
Пять опят у пеньков опять.

Идёт Глеб с хлебом.
Глеб идёт с хлебом.
С хлебом идёт Глеб
Домой на обед.

Купи кипу пик.
Кипу пик купи.
Пик кипу купи.

Костя ходит в гости.
В гости ходит Костя.

Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.

Тут и там топает гиппопотам.
За гиппопотамом по пятам
Топает гиппопотам.
Топает гиппопатам тут и там.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Булку, баранку, батон и буханку
Пекарь испёк спозаранку.

Скороговорки, содержащие простые для произношения звуки ([С], [СЬ])

Сидит Алеся с печки ноги свеся,
Алеся, не смейся, а на печи грейся.

Косарь косил,
Косу носил,
Коси, коса,
Пока роса.
Роса долой -
И мы домой.

Вышел в сени сонный Сеня,
А в сенях споткнулся Сеня
И кувырк через ступени.


Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

Вёз Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку - с ног, Саньку - в бок
Соньку - в лоб, с санок все в сугроб.

Сима синила синькой Сеньку.

Косарь Касьян косой косит косо.
Не скосит косарь Касьян косой покоса.

Скороговорки, содержащие простые для произношения звуки ([З], [с])

У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.

Оса боса и без пояса.

Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане - сани.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сони и Сани.

Сидит Алеся с печки ноги свеся.

Топают гуськом гусак за гусаком.

Смотрит свысока гусак на гусака.

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

Евсей, Евсей, муку просей.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

По дороге топал тополь.
Тополь топал в Севастополь,
Ну а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.
Где же Сева с тополем?
Уж под Севастополем.

Скороговорки, содержащие одновременно звуки и [С]; [ЗЬ] и [СЬ]

Идёт козёл с косой козой,
Идёт козёл с босой козой.
Идёт коза с косым козлом,
Идёт коза с босым козлом.

У Зины болит зуб,
Она не может есть суп.

После росы росли розы.
Соломы воз возница вёз.

Зелёная берёза стоит в лесу,
Зина под берёзой поймала стрекозу.

Повтори без запинки:
На осинке росинки
Засверкали утром Перламутром.

В грязи у Олега
Увязла телега.
Сидеть тут Олегу
До самого снегу.

В грязи у Сани
Увязли сани.

Карась, в лаз не лазь.
Застрял в лазе карась.

Скороговорки, содержащие звуки [Ц] и [С]

Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цепь.
Две разноцветные курицы бегают на улице.
Цыплёнок и курица пьют водицу на улице.

Ты, молодец, скажи молодцу,
Пусть молодец молодцу скажет,
Пусть молодец телёнка привяжет.

Шильце, мыльце, Кривое веретёнце, Шёлковое полотенце - На крыльце под дверцей.

Зацепила из криницы краса-девица водицы.

Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.
Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Из соседнего колодца
Целый день водица льётся.

Скворцы и синицы - весёлые птицы.
У Сони разобьются все красивые блюдца.

Скороговорки, содержащие звуки [Ш]

Шапка да шубка - Вот наш Мишутка.

Маша под душем моет шею и уши.

Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
Тимошка Прошке
Крошит в окрошку крошки.

У Любаши - шляпка, у Полюшки - плюшка,
У Павлушки - шлюпка, у Илюшки - клюшка.

Ждут воробьи у кормушки кормёжки,
Принёс им Маркушка в кармане морошки.

У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.

Скороговорки, содержащие звук [Ж]

У ежа - ежата,
У ужа - ужата,
Ужата - у ужа,
Ежата - у ежа.

В живом уголке
Жили ежи да ужи.

Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

Жужелица, жужжа, ужалила ужа.

Кожаные вожжи в хомут вхожи.
(В хомут вхожи кожаные вожжи.)

Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.

Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.

На крыше у Шуры жил журавль Жура. (Жил журавль Жура на крыше у Шуры.)

Хорош пирожок - внутри творожок!

Скороговорки, содержащие звуки [С] и [Ш]; и [Ж]

Саша шапкой шишки сшиб,
Получил на лбу ушиб.

Шестнадцать шли мышей
И шесть нашли грошей.

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей.
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

Саше дали кашу,
А Клаше - простоквашу.

Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей.
Ела-ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.

Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
Шёл Стае по шоссе
К Саше в шашки играть.

Саша любит сушки,
А Соня - ватрушки.

Шашки - на столе,
Шишки - на сосне.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон -
Как в капюшоне он смешон.

Есть сушки Проше,
Васюше и Антоше.
А вот две сушки - Нюше и Петруше.

Слушали старушки,

Как куковали кукушки на опушке.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке - кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.

У крошки матрёшки
Пропали серёжки.
Серёжки Серёжка
Нашёл на дорожке.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж со стрижихой и стрижонком.

Скороговорки, содержащие звук [Ч]; звуки [Ч] и [ТЬ]; [Ч] и [С]

В четверг, четвёртого числа, в четыре с четвертью часа
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж
Чрезвычайно чисто.

Полчетверти четверика чечевицы
Без червоточины.

Ой, качи-качи-качи,
Мы грачата, мы грачи.
(Мы грачата, мы грачи, Ой, качи-качи-качи.)

Галдят грачата на галчат,
Глядят галчата на грачат.

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Ныне волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.

На верхушке каланчи
День и ночь кричат грачи.
(День и ночь кричат грачи
На верхушке каланчи.)

Пекарь пёк калачи в печи.
В горячей печи пекарь пёк калачи.

У нас в печурочке - золотые чурочки.
(Золотые чурочки - у нас в печурочке.)

У черепашьего черепашонка
На черепашьих лапчонках
Черепашьи башмачки.
(Черепашьи башмачки
На черепашьих лапчонках
У черепашьего черепашонка.)

Течёт речка печёт печка.
(Печёт печка, течёт речка.)
Очень часто бьются у Танечки блюдца.
(У Танечки блюдца очень часто бьются.)

В печурке - три чурки, три гуся, три утки.
Горячи кирпичи.
Соскочи-ка с печи,
Испеки-ка в печи
Из муки калачи.

Черепаха, не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
- Не перчи, Пётр, поросёнка перцем,
А то можешь переперчить поросёнка перцем.

Караси в речке, овечки у печки,
Овечки у печки, караси в речке.

У мосточка под кусточком -
Две лисички, две сестрички.
(Две лисички, две сестрички
Под кусточком у мосточка.)

Скороговорки, содержащие звуки [С] и [Щ]

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля

Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарище товарищу товарищ.
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарища товарищу товарищ.

У осы не усы, не усищи, а усики.

У гуся усов ищи не ищи - не сыщешь.

Мама, ты нас не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.

Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище.

В роще щебечут стрижи,
Чечётки, щеглы и чижи.

Чащи чаще в нашей пуще,
В нашей пуще чащи гуще.

Щебетал щегол и щёлкал,
Раздувал, как шарик, щёки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.

Скороговорки, содержащие звук [Л]

Палку толкал лапой Полкан,
Лапой Полкан палку толкал.
У ёлки иголки колки,
Иголки колки у ёлки.

Дятел дуб долбил,
Да не додолбил.

В зимний холод
Всякий молод.
(Всякий молод
В зимний холод)

Клала Клава лук на полку,
Позвала к себе Николку.

Котик ниток клубок
Укатил в уголок,
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.

Мама Милу мыла с мылом.

Мила мыло не любила.

Кота Потап по попе хлопал,
И от Потапа кот утопал.

Вкусная халва - мастеру хвала.
(Мастеру хвала, когда вкусная халва).

Колпак под колпаком,
Под колпаком колпак.
Наменял старик мочал,
А лапти не вылапатничал.
Свёкла у Фёклы сохла и мокла,
Мокла и сохла, пока не засохла.

***
- Козёл-мукомол, Кому муку молол? А кому не молол?
- От того, кому молол,
Получал пироги; От того, кому не молол,
Получал тумаки.

Скороговорки, содержащие звук [ЛЬ]

Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.

Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.

На мели мы лениво налима ловили,
И меняли налима вы мне на линя.

Полили ли лилию, видели ли Лидию?
Мы ели, ели линьков у ели.
Их еле-еле у ели доели.

Коля колья колет,
Поля поле полет.
(Поля поле полет, Коля колья колет).

Жили-были линь да язь –
Жили в иле, не ленясь.

Скороговорки, содержащие звуки [Р]

На дворе - трава, на траве - дрова.
Не руби дрова на траве двора.

На дворе - дрова,
За двором - дрова,
Дрова в ширь двора,
Не вместит дров двор.
Выходи, дроворуб Дрон,
Надо дрова выдворить,
На дровяной двор выставить.

Трое трубачей трубят в трубы.
Прохор и Пахом едут верхом.
(Едут верхом Прохор и Пахом).

До города дорога в гору,
От города - с горы.
У Кондрата куртка коротковата.

Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Рыбы в проруби - пруд пруди

На лугу под горкой
Лежит сырок с красной коркой,
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
Идут бобры в сыры боры. Бобры добры, добры бобры.
Пётр Петру пёк пироги.

Скороговорки, содержащие звуки [Р] и [РЬ];

Даёт Катеринке
Картинки Каринка.
Картинки в корзинку
Кладёт Катеринка.

У боярина-бобра нет богатства, нет добра,
Два бобрёнка у бобра лучше всякого добра.

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка, Два Егорка, Три Егорка,
Четыре Егорка (так 33 раза).

По бревну бобры бредут,
На себе добро несут.

Архип осип, Осип охрип.
(Осип охрип, Архип осип).

Осип орёт, Архип не отстаёт
Кто кого переорёт?
Осип осип, Архип охрип.

У Аграфены и Арины
Растут георгины.

Гриша грыз коржик,
Орешки грыз Жоржик,
А Гарик - сухарик.

Все бобры добры для своих бобрят.
Боря Ире даст ириску, Ира Боре - барбариску.

Варя варит, Жора жарит, Рома песенки поёт.

Гроздья рябины
На солнце горят.
Рябит от рябины
В глазах у ребят.

В аквариуме у Харитона
Четыре рака, три тритона.

У барана рога
Скручены-перекручены,
Верчены-переверчены.

Тридцать три старушки в ряд
Тараторят, говорят.

На дворе трава, на траве дрова.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Отвори Варвара ворота,
У двора на траве руби дрова.
На горе Арарат растёт крупный виноград.

У Егора огород,
Там есть редька и горох.
Рядом - огород Федоры,
Там на грядке помидоры.

Под деревом тетерев тетерева встретил:
Тетерев, тетерев, как твои тетеревята? Тетерев тетереву в ответ:
Мои тетеревята - здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет.

Шли три пекаря,
Три Прокопия пекаря,
Три Прокопьевича.
Говорили про пекаря,
Про Прокопия пекаря,
Про Прокопьевича.

Тетерев сидит у Терентия в клетке,
А тетёрка с тетеревятами - в лесу на ветке

Растёт за горой, за пригорочком
Сосёнка с подприсосёночком.
Съел молодец
Тридцать три пирога с пирогом,
И все со сметаной и с творогом.

Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.

У тридцати трёх полосатых поросят
Тридцать три хвостика висят.

Три сороки - три трещотки
Потеряли по три щётки:
Три - сегодня, три - вчера,
Три - ещё позавчера.

Скороговорки, содержащие звуки [Р], [Л], [РЬ], [ЛЬ]

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Рапортовал да недорапортовал,
Дорапортовывал да зарапортовался.

Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.

Пара птиц порхала, порхала
Да и выпорхнула.

Ловит рыбу рыболов,
В реку весь уплыл улов.
Гравёр Гаврилов выгравировал гравюру

Пришёл Прокоп - кипит укроп.
Ушёл Прокоп - кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп, Так без Прокопа кипит укроп.

Играл Егорка с Игорьком,
Скатился с горки кувырком.

Варвара караулила цыплят,
А ворона воровала.

Протокол про протокол
Протоколом запротоколировали.

Ишак в кишлаке дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.

Журавли курлыкают: курлы, курлы, курлы.
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли краб крабу.
Сено граблями краб грабь.
Вертлявый ветер вырывал
Ворота как вертушки,
Ворчливый ворон воровал
Вечерние ватрушки.

Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок,
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов.

Белые бараны били в барабаны.
Без разбора били, лбы себе разбили.

Уточка-вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала да ныряла.

В речке плавает карась,
Линь, плотва и сом,
Золотая рыбка
С золотым хвостом.

Прибыл Клим из Клина в Крым.

ЛарауВали
Играет на рояле.

Лара огурцы сажала,
А затем их поливала,
А потом их собирала,
Мыла и мариновала.

Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос.
Мне тарелку Валерка
На подносе принёс.

Варвара варенье доваривала,
Ворчала и приговаривала.

Арина грибы мариновала.
Марина малину перебирала.

Король-орёл, орёл-король.

Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса.
А Борис Ларису
Угостил ирисом.

Тридцать три корабля лавировали,
Да не вылавировали.

Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Потеряла Маргарита
Маргаритки во дворе.

Сшит колпак, связан колпак
Не по-колпаковски.
Вылит колокол, кован колокол
Да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать
Да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать
Да перевыколоколовать.

У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.

***
Сорока с вороной спорила,
Тараторила, тараторила, Ворону переспорила.

***
Был баран белорыл,
Всех баранов перебелорылил.

Два дровосека, два дровокола,
Два дроворуба говорили
Про Ларю, про Ларьку,
Про ларькину жену.

К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру "Надуй самый большой пузырь" или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Чистоговорки


Звуки М, П, Б

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су - тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Звук Ц

1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

Звук Л (Ль)

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

  • Стоит воз овса, возле воза овца.
  • Собака сидит на цепи.
  • Заглянет солнце и к нам в оконце.
  • На круше у Шура жил журавль.
  • Кошка спит, а мышку видит.
  • Ежик лежит под ёлкой.
  • Лёжа хлеба не добудешь.
  • Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
  • Мальчик чистит лошадку щеткой.
  • Щенок играет с мячом.
  • Са-ша-ша- Соня моет малыша.
  • Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
  • Вымыли мышки миски для мишки.
  • Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
  • Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
  • У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
  • Девочка пьет чай из чашки.
  • Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
  • У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
  • Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
  • Рыбу ловит рыболов.
  • Весь в реку ушел улов.
  • Вкусная халва, мастеру хвала.
  • Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
  • "да-да-да - в огороде лебеда",
  • "ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
  • "ша-ша-ша - принесли домой ерша"
  • "ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
  • "жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
  • "чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
  • "жу-жу-жу - я на солнышке лежу" ... и так далее.


Скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
на траве дрова,
на дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.

Сегодня можно встретить не так уж много людей, которые способны похвастаться отличной дикцией. Четким произношением звуков и слов природа наградила далеко не каждого. Однако ситуацию можно исправить, если систематически говорить скороговорки.

Как улучшить дикцию и четкость речи?

Внятно произносить слова дают возможность эластичные и подвижные артикуляционные органы. Именно благодаря ним человек не глотает окончания и не шепелявит. Один из способов улучшить работу этих органов – специальные упражнения:

  • Вовлечение в процесс дыхания органов грудной клетки.
  • Тренировка мышц артикулярного аппарата с разминкой губ, языка и челюсти.
  • Управление эмоциями – помимо правильного произношения слов, важна интонация.
  • Правильное произношение каждого звука.
  • Скороговорки – если произносить их регулярно, исправляются дефекты речи, вырабатывается дикция.
  • Сценическая речь – способствует развитию дикции.


Скороговорки для развития речи и дикции

Каждый человек с детства знаком со скороговорками, но не все знают, что они способствуют развитию речи и дикции. В качестве тренировки взрослым, которые шепелявят или имеют иные дефекты речи, рекомендуется произносить их регулярно. Скороговорки представляют собой тексты либо фразы, которые состоят из труднопроизносимых звуков. Нередко они являются народными произведениями, придуманными несколько веков назад.

Для улучшения дикции и развития речи при помощи скороговорок следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Новичкам для упражнений в произношении трудно сочетаемых звуков сначала нужно выбрать около 3 или 5 скороговорок.
  • Скороговорки необходимо произносить медленно и четко, поскольку именно таким способом можно быстрее добиться улучшения дикции и развития речи;
  • Тренировки желательно проводить около зеркала, произносить текст лучше шепотом или беззвучно.
  • Упражнения по произношению скороговорок рекомендуется выполнять с определенной эмоцией и конкретным тембром.
  • Желательно говорить скороговорку нараспев.


Скороговорки для развития дикции и речи взрослых и детей:

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
*

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке - варежки.

Существуют и современные скороговорки, специально составленные лингвистами, чтобы решать конкретную проблему. К примеру, такие:

Дефибриллятор дефибриллировал, дефибриллировал, да невыдефибриллировал.
*

Двести двадцать две каравеллы лавировали-лавировали, да не вылавировали.

Произносить эти скороговорки достаточно трудно, зато такие упражнения способствуют развитию речи и улучшению дикции.

Некоторые скороговорки для развития речи и улучшения дикции представляют собой целые стихотворения:

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Hадел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне кукушонок смешон.

Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,

Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,

Но заскороговошившись, выскороговорил –

что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.

И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Скороговорки для взрослых бывают длинными и короткими, простыми и сложными, однако этот лучший способ для развития речи и улучшения дикции.

Вот еще примеры скороговорок:

  1. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
  2. Испугались медвежонка Еж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.
  3. С мышами во ржи подружились ежи. Ушли в камыши - и во ржи не души.
  4. Ужа ужалила ужица.Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин.
  5. Уж пожаловал ежам Новых дюжину пижам.
  6. Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.
  7. Баран - буян залез в бурьян.
  8. Огурцы - молодцы зеленобелогубы.
  9. Столы белодубовые гладкотесовыструганные.
  10. Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
  11. Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку.
  12. Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
  13. Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.
  14. Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры.
  15. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
  16. Вместо рубахи не носите брюк вы, Вместо арбуза не просите брюквы, Цифру всегда отличите от буквы, И различите ли ясень и бук вы?
  17. Купила бабуся бусы Марусе.
  18. Бабкин боб расцвел в дождь, Будет бабке боб в борщ.
  19. Возьми у белобородого мужика Полкринки кислого молока.
  20. Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки.
  21. Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу o Георгии Григорьевиче.
  22. Съел Валерик варенник, А Валюшка - ватрушку.
  23. Проворонила ворона вороненка.
  24. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
  25. Соломы воз возница вез.
  26. Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
  27. Валя на проталинке промочила валенки. Валин валенок провалился в проталинок.
  28. Забавной обезьяне бросили бананы, Бросили бананы забавной обезьяне.
  29. А мне не до недомагания. На меду медовик, а мне не до медовика.
  30. Командир говорил про полковника и про полковницу Про подполковника и подполковницу Про поручика и про поручицу Про подпоручика и подпоручицу Про прапорщика и про прапорщицу Про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
  31. Интервьюер интервента интервьюировал.
  32. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла
  33. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
  34. Мерчендайзеры соврали - сорван сэмплинг самоваров.
  35. У рекламы ухватов - швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  36. Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
  37. Ядро потребителей пиастров - пираты, а пиратов - пираньи.
  38. Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
  39. Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг - бум! Блеск!
  40. Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
  41. Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
  42. Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
  43. В Каннах львы только ленивым венки не вили.
  44. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
  45. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  46. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  47. Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не выприватизировали.
  48. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  49. Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  50. Флюрографист флюрографировал флюрографистку.
  51. Я − вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
  52. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  53. Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  54. Волховал волхв в хлеву с волхвам.
  55. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
  56. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
  57. Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распеленовывал.
  58. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.Регулировщик
  59. Лигуриец регулировал в Лигурии.
  60. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  61. У осы не усы, не усища, а усики.Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
  62. Осип охрип, Архип осип.Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
  63. Сачок зацепился за сучок.
  64. По семеро в сани уселись сами.
  65. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  66. Свиристель свиристит свирелью.
  67. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
  68. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  69. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  70. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  71. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
  72. Четверть четверика гороха, без червоточинки.
  73. Константин констатировал.
  74. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
  75. Ценит цеп косец по косовице.
  76. Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
  77. У ежа ежата, у ужа ужата.
  78. Жутко жуку жить на суку.
  79. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  80. Течет речка, печет печка.
  81. Щипцы да клещи – вот наши вещи.
  82. Тщетно тщится щука ущемить леща.
  83. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
  84. Около колодца кольцо не найдется.
  85. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  86. Яшма в замше замшела.
  87. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
  88. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
  89. Ест Федька с водкой редьку.
  90. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  91. Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат − бородат.
  92. К Габсбургам из Страсбурга.
  93. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  94. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  95. Рододендроны из дендрария.
  96. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  97. Во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  98. Два дровосека говорили про Ларьку да про Варьку
  99. Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы.
  100. Королева кавалеру подарила каравеллу.

Скороговорки с буквой Р для развития речи взрослых

Зачастую у взрослых людей встречается дефект, когда они произносят букву «Р». Такую речь неприятно воспринимать на слух окружающим, да и самому человеку эта неприятность доставляет неудобство. Чтобы убрать изъян, на помощь приходят скороговорки. Этот способ устранения дефектов при произношении буквы Р также способствует улучшению дикции и развитию речи.


Существует множество примеров скороговорок с буквой Р для развития речи у взрослых:

1. Карасенку раз карась

Подарил раскраску.

И сказал Карась:

«Раскрась, Карасенок, сказку!»

На раскраске Карасенка –

Три веселых поросенка:

Карасенок поросят перекрасил в карасят!

2.На горе Арарат рвала Варвара виноград.

3.Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

Матросы две недели карамель на мели ели.

4.Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор.

5.Галка села на забор
Грач завел с ней разговор

6.На дворе дрова,
за двором дрова,
под двором дрова,
над двором дрова,
дрова вдоль двора,
дрова вширь двора,
не вместит двор дров.

7.У Аграфены и Арины растут георгины.

8.Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

9.Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.

10. Дробью по перепелам да по тетеревам.

11. Римма рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

12. У королевы был кавалер.
У кавалера была королева.
Кто королева? А кто кавалер?

13. Перед коровой короб корок.

14. У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла - кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал,
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,
Слушал бы Кларик кларнет своей крали,
А Карл подарил кораллы Карлайле.

15. Обрадован баран –
У барана – барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.

16. Лорд Карл украл у Клары три коралла,
Кораллы лорда Клара не крала!

17. Привез Пров Егору
Во двор дров гору.

18. Рубят дроворубы
Сыры дубы на срубы.

19. Рыла свинья, тупорыла, белорыла,

Полдвора рылом изрыла,

Вырыла, подрыла

До норы не дорыла.

На то хавронье и рыло,

Чтобы она рыла.

20. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.

21. Дружно в оркестре играли дети:

Карл играл на черном кларнете,

Кирилл - на валторне,

На арфе - Алла,

А на рояле Лара играла.

Если задействовать фантазию, можно придумать и другие варианты скороговорок для развития речи и улучшения дикции. Главное, чтобы тренировки были регулярными. Правильное произношение звуков и четкая речь необходима не только ораторам, но и взрослым людям в повседневной жизни.

Снова Грека через реку перебраться захотел,

Глупый Грека руку в реку сунул, не подумавши.

Скороговорки - это ритмичный, простой, часто шуточный текст, который строится на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Народ придумывал скороговорки для забавы детям, для развития их речи. И это, действительно, полезная забава. Используя скороговорки для развития дикции, в игровой форме, можно исправить некоторые дефекты речи детей. Смешные скороговорки для детей можно использовать, как считалочки. Попробуйте вместе с детьми придумать смешные скороговорки, это совсем не сложно.

СКОРОГОВОРКИ :

Саша кушал кашу.

Кашу кушал Саша.

Саша, кушай не спеша,

Наша каша хороша.

Красный краб кричит «УРА!». Резать торт пришла пора.

Грянул гром - гроза в разгаре.

Когда спешу, я ем лапшу.

Доем лапшу и поспешу.

Спешить спешу.

Лапшить лапшу.

Ну вот, опять всех насмешу.

Брат сестре твердит три дня.

Скоро праздник у меня.

Третий день рожденья.

Будем есть варенье.

Триста тридцать три коробки,

А в коробке по три пробки.

Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту.

Четыре черепашки учились пить из чашки

Чашку чая заварили на четыре поделили.

У Пашки в кармашке букашки и бумажки.

Снова Грека через реку перебраться захотел,

Краб, притихший, словно рыба, под корягою сидел.

Глупый Грека руку в реку сунул, не подумавши.

Цапнул краб за руку Греку, насмеялся от души.

Дети любят скороговорки, так что, выучите несколько наизусть и применяйте их как можно чаще. Скороговорки можно произносить с разной скоростью: медленной, умеренной, быстрой и очень быстрой. Чтобы речь малыша развивалась правильно, нужно следить за четкостью и чистотой произношения звуков. Скороговорки для детей можно превратить в игру:

1. Пусть ребёнок ритмично отбивает мяч от пола или стены и проговорит скороговорку. Можно играть в паре с другом. По очереди произнося строчку из скороговорки.
2. Проговаривать скороговорку можно, хлопая в ритм ладошками.
3. Посоревнуйтесь, кто больше сможет быстро проговорить скороговорку и не сбиться (взрослый может поддаваться).