Характеристика нетрадиционных видов занятий в детском саду. "Использование нетрадиционных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Так каким же должен быть современное занятие? Как сделать его лучше? Эти вопросы волнуют каждого творческого педагога.

Наиболее устойчивой и широко распространенной в дошкольной практике оказалась воспитательная система обучения. А основной формой обучения и в настоящее время является НОД "Музыка".

Ему присущи такие основные признаки: определенные временные рамки занятий (15-30 минут), твердо установленное расписание, организация учебной работы над одним и тем же материалом.

Занятие как актуальная форма обучения, благодаря Я. Каменскому, используется в образовательных системах разных стран уже более трехсот лет.

Современное обучение должно учитывать, как специфичность современной культуры, так и специфичность мировосприятия современного ребенка. Конструируя современный урок, занятие, не следует упускать из виду того, что наш воспитанник - это личность, хранящая значительную часть знаний о мире в разрознен ном виде, образной форме.

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие - наблюдение. Данные формы применяются в старших группах ДОУ.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что урок-занятие представляет собой эффективную форму обучения, которая оправдывает себя уже более трехсот лет. Это та форма, которая помогает педагогам решать педагогические проблемы.

Однако занятие, в его обычном понимании, не является единственной формой организации образовательной работы в ДОУ.

В настоящее время продолжаются поиски путей развития и совершенствования организационных форм обучения. К ним можно отнести нетрадиционные формы обучения.

В ходе обсуждения реформирования российского образования все основные дискуссии идут вокруг полноценного образования. По словам И.Я. Лернера, важным условием полноценного обучения является разнообразие организационных форм.

На наш взгляд, инновационная деятельность преподавателей по пути совершенствования процесса обучения и привела в свое время к созданию нетрадиционных форм обучения.

В настоящее время термин "нетрадиционный" получил довольно широкое распространение. Это "нетрадиционная медицина", "нетрадиционные подходы в экономике", "нетрадиционные политические взгляды" и др. Особое место в этом перечне мы отводим "нетрадиционным формам" организации учебного процесса.

В толковом словаре В. Даля традиционный от латинского означает условно принятый, обычный. Следовательно, нетрадиционный - это необычный. Если мы говорим о формах, то имеем в виду необычные формы организации учебного процесса. Появление таковых форм обосновано развитием, совершенствованием урочной формы. Вариативность формы ведет за собой изменение временных, аудиторных рамок, а может касаться только построения урока. То есть нетрадиционные формы организации учебного процесса могут со ответствовать стандартным временным рамкам, проводиться в той же аудитории, что и обычное занятие, а необычность такого урока проявляется в форме построения и ведения НОД "Музыка", которая основана на творческом воображении ребят и фантазии музыкального руководителя.

Для многих педагогов рамки нашего традиционного урока оказываются тесными, и они ищут пути выхода за его пределы, совершенствуя учебный процесс. Когда педагог стремится сделать занятие ярким эмоциональным, донести учебный материал до каждого ребенка, опираясь на непроизвольное внимание, а самих воспитанников активизировать на творческий процесс, тогда, как правило, и возникают нетрадиционные формы: занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-экскурсии.

Форма обучения может иметь различную внешнюю структуру в зависимости от задач и методов, используемых на занятии. Наиболее устойчивой и широко распространенной является классно-урочная система и основной формой обучения является урок. (Я.А. Коменский, более 300 лет назад).

Новаторская деятельность преподавателей по пути совершенствования процесса обучения, привела к созданию нетрадиционных форм обучения.

Когда педагог стремится сделать занятие эмоциональным, донести учебный материал до каждого воспитанника, опираясь на непроизвольное внимание, а самих детей активизировать на творческий процесс, тогда и возникают нетрадиционные формы.

Особое место в учебном процессе занимают Образовательная область "Музыка". Занятие - основная форма организации музыкального воспитания в детском саду, которое включает разные виды музыкальной деятельности. Для занятия музыкой необходима особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно для урока искусства каковым он является. Несмотря на общие черты, каждое занятие отличается своеобразием и неповторимостью. Продумывая эмоциональный рисунок занятия, переход от одного произведения к другому, необходимо стремиться поддержать эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания детей.

Вот некоторые приемлемые нетрадиционные формы обучения на занятиях музыке: - интегрированные занятия: музыка - развитие речи, музыка - изо, музыка - труд, музыка - ритмика; а также: занятие - путешествие, занятие - экскурсия, КВН, занятие - игра, занятие - сказка, занятие - концерт.

Занятие- КВН - также используется на занятиях музыки. Такие уроки, как правило, проводятся, в основном, в конце учебного года, когда уже музыкальный багаж достаточно полный. Здесь все как в настоящем КВНе. Ребята делятся на две команды, выбирают капитанов, а жюри - это родители. Только задания и все конкурсы на музыкальные темы. Такие занятия доставляют ребятам особое удовольствие и вызывают большой интерес. А для родителей такие занятия просто открытие. Они иногда и не подозревают, как много знают их дети о музыке. Какими они могут быть открытыми и эмоциональными. нетрадиционный урок музыка

Занятие - концерт. Разновидность обобщающего занятия в конце года. Цель его наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры детей, достигнутый в течение учебного года.

Концерт необходимо проводить в торжественной обстановке, в зале ДОУ; при этом возможно связь с другими группами. Строить концерт можно следующим образом. Вначале педагог рассказывает родителям, воспитателям о задачах и содержании музыкальных занятий в учебном году. Слово музыкального руководителя должно быть ясным, кратким и увлекательным. Хорошо, если педагог сможет привести примеры, свидетельствующие об активном, заинтересованном отношении дошкольников к занятиям музыкой в течение года. Затем педагог приглашает в зал детей, которые входят в зал под музыку.

На концерте должны быть представлены разнообразные по характеру и содержанию произведения, выученные дошкольниками в течение года. Это музыка для хорового и сольного пения, (народная, классическая и современная), предназначенная для игры в четыре руки с учителем, или на ДМИ, музыка, включающая музыкально - ритмические движения.

Завершается концерт исполнением песни вместе с родителями. Это всегда вызывает особый подъем, воодушевление, что так важно для концерта в целом. "Пусть дошкольники уйдут с удовлетворенные как с праздника музыки!"- подчеркивается в программе.

Не менее интересными могут быть урок- сказка, урок-путешествие, урок- экскурсия и др. нетрадиционные формы.

Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.

Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей.

Они сочетаются с кружковой работой : по ручному труду, по изобразительной деятельности.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению : отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности : конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением» , насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие - наблюдение.

Данные формы применяются в старших группах ДОУ. Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы:

  • Игры - соревнования.

(Выстраиваются на основе соревнования между детьми : кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина) .

  • Театрализованные игры.

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)

  • Сюжетно-ролевые игры.

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения) .

  • Консультации. (Когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка)
  • Игры по взаимообучению.

(Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать) .

  • Аукционы.

(Проводятся как настольная игра «Менеджер» )

  • Игры-сомнения (поиск истины) .

(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает)

  • Игры-путешествия.
  • Сказки.
  • Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .
  • Игры типа «Следствие ведут знатоки» .

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

  • Игры типа «Поле чудес» .

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

  • Игры викторины.

(Проводятся викторины с ответами на вопросы : Что? Где? Когда?

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

  • Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) .
  • Сравнение.
  • Метод моделирования и конструирования.
  • Метод вопросов.
  • Метод повторения.
  • Решение логических задач.
  • Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

  • Игровые и воображаемые ситуации.
  • Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
  • Игры-драматизации.
  • Сюрпризные моменты.
  • Элементы творчества и новизны.
  • Юмор и шутка (учебные комиксы) .

Практическое задание на примере одной из нетрадиционных форм: сказка - Русская народная сказка «Рукавичка»

Вывод :

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы :

Использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

Нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

Занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

Ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.

Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Я считаю, что занятия в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас.

Смирнова Гульнар Фанзавиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №149"
Населённый пункт: Воронежская область г.Воронеж, Коминтерновский район
Наименование материала: Статья
Тема: Разработка классических и нестандартных занятий в ДОУ.
Дата публикации: 14.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Разработка классических и нестандартных занятий в ДОУ.

В современной системе дошкольного образования дни происходит множество

изменений, успех которых связан с реализацией национального

проекта «Образование». По этой причине актуальность использования разных

видов занятий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ только

возрастает. Но на данном этапе каждый воспитатель сталкивается с непростой

задачей выбора: классическое или нестандартное. Многие опытные педагоги

склоняются к тому, что накопленное веками остается ценным всегда. Нельзя

обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. В то же время анализ

практической деятельности воспитателя говорит о необходимости

использования нестандартных приемов в работе воспитателя.

Воспитание, обучение и развитие личности ребенка определяются условиями

его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в

детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия,

предметно-практическая деятельность.

Большую часть в жизни детского сада составляют занятия, цель которых

заключается в передаче педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно

предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры

ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к

совместной координированной деятельности, любознательности.

Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса

обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую

педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства

обучения).

Следует выделить основные признаки занятия:

Занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации

обучения;

По временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем

дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);

Занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду

познавательной деятельности (например: развитие речи + изобразительная

деятельность);

Занятие может быть традиционным (классическим) и нетрадиционным.

Классические занятия и их классификация

Классификацию традиционных занятий логично осуществлять на основе

выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации.

Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические

отдельным типом занятия по изучению нового материала, развитию и

совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит

повторение, закрепление и расширение представлений детей.

Виды нетрадиционных занятий.

Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми):

кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся

как математическая или литературная викторина).

Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям

познавательную информацию).

Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как

равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким

образом задачи обучения).

Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали»,

консультируясь у другого ребенка).

Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей

конструированию, аппликации, рисованию).

Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей

типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте,

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на

основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются

Занятия-фантазии.

Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную

информацию).

Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается

актуальной и интересной).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы

детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих

Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального

казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

В ходе личных разработок занятий и применении их на практике мы провели

сравнительный анализ, который выявляет основные отличия между

классическим и нестандартным видами занятий. В таблице в качестве примера

приведена одна из известных и часто используемых нетрадиционных систем

воспитания детей – система Монтессори.

Система Монтессори

Традиционное обучение

Упор на когнитивное и социальное

развитие

Упор на социальное развитие

Педагог играет «направляющую» роль

в процессе занятия

Педагог является центральной фигурой

в процессе занятия, играет

«контролирующую» роль

Среда и метод обучения развивают

самодисциплину

Педагог главным образом обеспечивает

дисциплину

В основном индивидуальный подход к

Групповой и индивидуальный подход к

преподаванию

преподаванию

Разные возрастные группы

Одна возрастная группа

Работа в группах стимулирует детей

помогать и учить друг друга

Учит в основном только педагог

Ребенок сам выбирает занятия

Готовое расписание сформировано для

Ребенок вырабатывает собственные

принципы, с помощью материалов для

самостоятельной работы

Учитель подводит ребенка к

определенным принципам

Ребенок работает над выбранным

проектом столько времени, сколько

считает нужным

Ребенку обычно отведено

определенное время на работу

Ребенок развивается в собственном

ритме и направлении

Ритм и направление вырабатываются и

задаются группой

Ребенок сам замечает свои ошибки при

работе с учебными материалами

При проверке работы, на ошибки

обычно указывает педагог

Ребенок закрепляет знания

посредством повторения и за счёт

внутреннего чувства успеха

Знания закрепляются за счёт внешних

факторов посредством повторения и

вознаграждений

Материалы для физического

исследования, позволяющие затронуть

несколько органов чувств

Меньше материалов для развития

органов чувств

Организованная программа по уходу за

собой и окружающей средой (гигиена и

Меньший упор на уход за собой

Ребенок может выбирать место работы,

свободно передвигаться и общаться

(при условии, что мешает другим

работать); работа в группах на

условиях добровольности

Ребенок должен сидеть на отведенном

месте, при этом участвовать в процессе

группового занятия, сидеть на месте

спокойно и слушать внимательно

Организованная программа по

разъяснению родителям философии

системы Монтессори и их вовлечению

в процесс обучения

Участие родителей – дело

добровольное, да и не всегда

приветствуется

Практика показывает, что обратная связь с воспитанниками лучше, когда

воспитатель применяет нестандартные формы обучения. Таким образом, мы

сталкиваемся с неотъемлемостью использования новых цифровых технологий в

воспитании, что обусловлено требованием современного развивающегося

общества.

Информационные технологии в современном мире позволяет большинству

педагогов проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные

формы и методы воспитательно – образовательного процесса.

Педагогические дискуссии о внедрении информационно – коммуникативных

технологий в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно

давно. Но в современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого

или нет, но информационно коммуникативные технологии прочно входят в

воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.

По последним научным исследованиям, использование ИКТ в развитии речи

детей в дошкольном возрасте позволяет:

1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире,

обогащается словарный запас.

2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более

глубоко понимать значение слов.

3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной

музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

4. Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории.

5. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек.

6. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед

аудиторией.

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то,

что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить

действие объекта. В связи с этим, мы в своей работе используем

мультимедийные презентации – это программа, которая может содержать

текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и

дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию.

Использование в работе мультимедийный презентаций, предотвращает

утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает

эффективность нашей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию

речи интересно детям и, что не маловажно, мне самой. Экран притягивает

внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия

эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой

интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным

материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по развитию

речи обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и

зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются

способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире

качественных, количественных и пространственно-временных признаков и

свойств, развиваются внимание и зрительная память.

Способность современного компьютера помогает

выводить информацию одновременно в текстовом виде, графическим

изображением, видео, звуком, запоминать и обрабатывать информацию для

воспитанников дошкольного возраста.

Методологическая база.

Работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, ЕИ

Иванова, НП Чудова и др) подтверждают целесообразность использования

информационных технологий в развитии познавательных способностей старших

дошкольников. Учеными отмечается развивающая роль компьютерно - игрового

комплекса в детском саду в работе с детьми, начиная с пяти лет. В нашей стране,

начиная с 1986 года, ведется работа по внедрению информационно-

коммуникативных технологий(ИКТ) в дошкольное образование на базе центра

имени А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой,

Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайвановой. С 2008 года разрабатываются

теоретические основы применения информационно-коммуникативных

технологий(ИКТ) в воспитательно-образовательной работе дошкольного

учреждения.

Цель моего педагогического опыта: улучшить качество развития, повысить

мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний,

а также обновить формы и методы работы с детьми.

Необходимо отметить, что использование информационно-коммуникативных

технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным

основам информатики и вычислительной техники, а:

Преобразование предметно-развивающей среды ребенка

Создание новых средств для развития ребенка

Использование новой наглядности.

Исходя из этого, мною поставлены следующие задачи использования

информационных технологий в своей педагогической деятельности:

1. Сделать образование современным (с точки зрения использования

технических средств);

2. Приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного

ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит;

предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических

3. Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом

и воспитанником;

4. Помочь себе в возможности эмоционально и образно подать материал.

5. Сэкономить время, как свое, так и ребенка, увеличить плотность

образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.

В ходе работы активно осваиваиваю и внедряю компьютерные технологии в

своей педагогической деятельности, и психологическую целесообразность моего

опыта необходимо отметить тем, что современным ребенком усваивается только

та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая,

знакомая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства.

Творческие педагоги, которые стремятся идти в ногу со временем, должны

вникать и изучать все возможности внедрения современных информационных

коммуникативных технологий в свою практическую деятельность.

И первое направление использования информационно коммуникативных

технологий:

Это работа с детьми.

1. Использование в воспитательно-образовательном процессе как собственные

так и готовые презентаций.

2. (IG Board Interactive Whiteboard)

Использование интерактивной доски и интерактивные игры в

образовательном процессе.

Для составления игр для работы на интерактивной доске я использую

программу«SMART Notebook 10».

3. При индивидуальной работе использую готовые

обучающие программы: «Маленький гений», «Несерьезные уроки», «Пойди

туда, не знаю куда».

Во время работы соблюдаются санитарные нормы, касающиеся времени работы

дошкольников за компьютером.

На НОД использование ИКТ - технологии не более 10 мин, с обязательной

сменой деятельности и физминуткой.

И обязательно проведение гимнастики для глаз.

При использовании ИКТ на НОД у детей повышается мотивация, интерес и

увеличивается объем усвоения информации.

Работа с родителями еще одно из направлений нашей педагогической

деятельности.

Традиционные формы работы с родителями с показом видеоматериала,

презентаций, открытые просмотры, конспекты на сайте - приобретают

инновационную форму, становятся интереснее с использованием

информационных коммуникативных технологий.

Родители с огромным удовольствием посещают такие мероприятия, а это

означает, что делает их наиболее эффективными. Благодаря информационно

коммуникативным технологиям они могут«приоткрыть занавес» и посмотреть,

как их ребенок растет, развивается, проживает то время, пока находится в

детском саду.

Следующим направлением моей работы является работа с педагогами:

Создание презентаций к педсоветам, консультациям;

Размещение конспектов на собственном сайте;

Открытый показ НОД с использованием ИКТ.

Следующим направлением моей работы является

профессиональное саморазвитие:

Поиск интересных сведений

Создание собственного сайта

Ведение документации

Участие в профессиональных и творческих конкурсах

При использовании ИКТ количество участия в конкурсах увеличивается, что

облегчает работу при подготовке к аттестации.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников работа по

внедрению информационно коммуникативных технологий в воспитательно-

образовательный процесс детского сада я отметила ряд преимуществ:

1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у

детей огромный интерес;

2. Проблемные задачи, поощрение при их правильном решении самим

компьютером являются стимулом к познавательной активности детей;

3. Информационно коммуникативные технологии дают возможность

расширения использования электронных средств обучения, так как они

передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

4. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации,

которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной

5. Высокая динамика непосредственно образовательной деятельности

способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти,

воображения, творчества детей.

Однако хочется отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная

программа, не может заменить высококвалифицированного специалиста.

Следует заметить, что использование ИКТ в воспитательно-образовательном

процессе ДОУ приводит к целому ряду положительных эффектов:

1. Обогащает воспитательно-образовательный процесс эмоциональной

окрашенностью;

2. Психологически облегчает процесс усвоения;

3. Возбуждает живой интерес к предмету познания;

4. Расширяет общий кругозор;

5. Возрастает уровень использования наглядных пособий;

6. Освобождает от рутинной ручной работы;

7. Повышает производительность труда воспитателя и ребенка.

Одно из главных условий использования ИКТ в учебно- воспитательном

процессе ДОУ - с детьми должны работать педагоги, хорошо

знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с

ним, четко выполняющие санитарные нормы и

правила использования компьютеров в дошкольных учреждениях, хорошо

ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для

дошкольников, знающие этические правила их применения и владеющие

методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, педагоги

должны хорошо знать возрастные особенности маленьких детей.

В перспективах дальнейшей моей работы это -

1. Совершенствование созданной системы взаимодействия участников

образовательного процесса в единой информационной среде ДОУ;

2. Использование новых технологий и программных продуктов в

образовательной деятельности;

3. Переход на качественно новый уровень предоставления воспитательно-

образовательных услуг;

4. Разработка и внедрение новых форм организации образовательной

деятельности с использованием ИКТ.

В заключении хочется отметить, что в условиях дошкольного учреждения

необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах

деятельности, так как они позволяют сделать процесс развития детей достаточно

эффективным, интересным и познавательным.

Я считаю, что использование личного педагогического опыта обеспечивает

полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного

образования, дает возможность стать участниками единого

образовательного процесса РФ.

Но, какими бы положительным, огромным потенциалом не

обладали информационно коммуникативные технологии, заменить живого

общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Литература:

2013, с. 64-65. Возможности использования интерактивной доски в работе с

детьми. М. Н. Приезжая

2013, с. 42-43. Почему интерактивные доски так редко используются в детских

садах ? Е. И. Козиоров. М. Н. Приезжая

3. // Научно-методический журнал. Детский сад. Всё для воспитателя ! № 6

июнь. 2012 с. 5. Использование игровых компьютерных технологий . Н. П.

Яронская.

4. // Дошкольное воспитание №2 . 2013., с. 105-108. Дидактические основы

интерактивного обучения. Коротаева. Е

5. // Растем вместе №1, 2014., Компьютер. Интернет! Близкие друзья…Опасные

враги, Осенчук А., с. 16-17

6. Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайванова, Н. Н. Подьяков, Е. В. Зворыгина и др.

Новые информационные технологии в дошкольном образовании. -М.: ЛИНКА-

ПРЕСС, 1998,328с. ,илл

7. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в

дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

8. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е . О. Иванова,

И. М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.

10. «Об информатизации дошкольного образования в России»

Нетрадиционные формы занятий

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие - наблюдение. Данные формы применяются в старших группах ДОУ.

Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.

Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3-5 мин.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех детских садах города физкультминутки организуются систематически. Обычно это кратковременные перерывы (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений на занятиях математикой, родным языком, изодеятельностью. Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины - потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. Во время упражнений дети, как правило, остаются на своих местах. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

4-го года жизни - 10 занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни - 10 занятий продолжительностью не более 20 минут.

6-го года жизни 13 занятий продолжительностью не более 25 минут.

7-го года жизни - 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.

Занятия по дополнительному образованию, если таковые предусмотрены планами работы ДОУ, проводятся по согласованию с родительским комитетом. Во второй младшей группе -1 занятий, в средней- 2 занятия, в старшей группе- 2 занятия, в подготовительной к школе группы - 3 занятия в неделю.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сенятбря по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры - занятия. В первой группе раннего возраста с детьми проводят занятия индивидуально. Ввиду того, что на первом году жизни ребенка умения образуются медленно и для их формирования требуются частые упражнения, игры - занятия проводят не только ежедневно, но по нескольку раз в течение дня.

Во второй группе раннего возраста с детьми проводятся 2 занятия. Число детей, участвующих в занятиях зависит не только от их возраста, но и от характера занятия, его содержания.

Все новые виды занятий, пока дети не овладеют первичными умениями и не освоят необходимых правил поведения, проводятся либо индивидуально, либо с подгруппой не более 3 человек.

С подгруппой из 3-6 человек (половина возрастной группы) проводятся занятия по обучению предметной деятельности, конструированию, физкультурные, а также большинство занятий по развитию речи.

С группой из 6-12 человек можно проводить занятия со свободной формой организации, а также музыкальные и те, где ведущая деятельность - зрительное восприятие.

Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.

Длительность занятия - 10 мин дл детей от 1 г. 6 мес и 10-12 мин для старших. Однако эти цифры могут меняться в зависимости от содержания учебной деятельности. Занятия новых видов, а также те, которые требуют от детей большей сосредоточенности, могут быть короче.

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итого познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая к ней детей.

Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов.

Основные формы организации детей старших групп на занятиях - фронтальная и подгрупповая.

Виды занятий в ДОУ отличаются от возраста детей, их индивидуальных особенностей, социализированности. Каждое занятие направлено на развитие того или иного качества личности.

В остальном ФГОС четко регулирует виды деятельности, которые воспитатель должен учитывать в образовательном процессе.

Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ по ФГОС

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт, разработанный для всестороннего развития личности.

При составлении программы для дошкольных учреждений учитываются:

  • индивидуальные возможности и стремления воспитуемого;
  • сотрудничество и стремление к контакту со взрослыми;
  • характер взаимодействия с детьми и взрослыми;
  • уважительное отношение к сверстникам и родителям.

ФГОС контролирует, чтобы процесс образования носил опосредованный характер, в обучение должны быть вовлечены как воспитуемый, так и взрослый.

Предыдущие строго-регламентированные формы обучения становятся более гибкими, отвечающими возможностям и потребностям детей младшего, среднего и старшего дошкольного возрастов.

Основные цели, которые стоят перед ФГОС при воспитании детей в ДУ:

  • физическое развитие;
  • развитие речи;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • личностное развитие;
  • развитие мотивации;
  • развитие социализации;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие художественных навыков и эстетического вкуса.

Дети раннего дошкольного возраста реализуют вышеуказанные навыки через развивающие игры с составными игрушками, физические упражнения, эксперименты с различными веществами, предметами быта, общение с ровесниками и старшими детьми. Совместно с воспитателем анализируются музыкальные произведения, картины, сказки и стихи.

Для детей старшего дошкольного возраста дидактические игры носят сюжетно-ролевой характер, дошкольники учатся соблюдать правила и иерархию, занятия носят исследовательский характер, происходит обучение самообслуживанию, развиваются навыки бытового труда. На уроках изучается фольклор, история, художественная литература.

Современная образовательная система подразумевает не только природный, бумажный и иной аппликационный материал. Включаются и продукты информационных технологий, рассматриваются и разыгрываются проблемные ситуации, спроецированные в игровом формате.

Задача воспитателя в данном случае организовать образовательно-воспитательный процесс таким образом, чтобы малыш развивался всесторонне, интеллектуально, социально, проявлял интерес к окружающему миру и инициативу к трудовой деятельности.

Способы организации детей

Все вышеперечисленные задачи решаются различными путями. Иногда к разным детям применяются совершенно противоположные подходы.

В группах учитываются следующие характеристики:

  • разнообразие игрушек и оборудования в детском саду;
  • возрастные особенности детей;
  • безопасность условий в помещении;
  • уровень физической подготовки детей;
  • уровень квалификации воспитателя.

В качестве примеров взяты физические упражнения, но процесс выполнения, цели, методы и участие воспитателя остаются аналогичными и во время образовательных уроков.

Фронтальный

Основной целью педагогического процесса является приобретение и закрепление двигательных навыков детей. Они активно работают, постоянно взаимодействуют с воспитателем.

Все движения выполняются детьми одновременно и синхронно.

В больших группах взрослому тяжело уделить внимание каждому воспитаннику, а следовательно улучшить качество выполнения движений.

Индивидуальный

Каждое упражнение выполняется поочередно детьми по цепочке. Пока один делает – остальные наблюдают и делают анализ.

Основное преимущество подхода – строгое качество выполнения. Главный недостаток – пассивность остальных дошкольников. Эффективно использовать в более старшем возрасте для разучивания сложных упражнений.

Поточный

Для обеспечения высокой двигательной активности дети выполняют сразу несколько упражнений, по кругу, меняя установки и снаряды.

Это полезно для развития выносливости, но взрослому человеку тяжело уследить за правильностью выполнения упражнения каждого из детей.

Групповой

Дети делятся на несколько подгрупп, где каждый выполняет свою задачу, после завершения которой они меняются. Полезно для физического развития и выработки принятия ответственности за свои поступки.

В данной методе воспитатель практически не имеет возможности находить и исправлять ошибки ученика.

Классификация НОД в детском саду

Непосредственная образовательная деятельность в дошкольном учреждении имеет свою классификацию:

  1. Комбинированная. Одновременное сочетание различных видов деятельности: музыкальной, ИЗО, математической, игровой.
  2. Интегрированная. Занятие имеет одну тему, раскрытие которой может быть достигнуто различными методами. Тема может развиваться несколько занятий и затрагивать другие смежные аспекты. Занятие необходимо не только для изучения нового материала, но и для более глубоко осмысления уже имеющихся знаний.
  3. Комплексная. Используется уже знакомый для детей показательный материал. Закрепляется он не чаще, чем раз в квартал на музыкальном, изобразительном либо другом уроке, связанном с направлением в искусстве (чтение сказок, пение песен, театральные представления).
  4. Нетрадиционные. Проведение уроков бывает посредством посиделок, конкурсов, сочинения сказок, пресс-конференций, вымышленных путешествий, конкурсов и т. п. Более подробная вариативная информация представлена в таблице ниже.

Сравнительный анализ типов занятий в ДОУ по ФГОС

1 Комплексная непосредственно образовательная деятельность Применение традиционных видов деятельности и искусства
2 Интегрированная непосредственно образовательная деятельность Открытое занятие, задачей которого является раскрытие одной жизненно важной темы.
3 Основная тематика — образовательная деятельность Доминантная задача — развитие морально-этических знаний
4 Коллективная образовательная деятельность Написание письма другу, сочинение сказки по одному предложению и другое
5 Экскурсия Посещение близлежащих учреждений района, школ, других комнат детского сада, библиотек для расширения кругозора, выработки самостоятельности и отсутствия чувства страха и неизвестности, развитие чувства взрослости
6 Непосредственно образовательная деятельность — труд Помощь в уборке участка, посадке зеленых насаждений для приобщения к труду, природоведческие знания
7 Творчество Словесное творчество детей
8 Посиделки Изучение фольклора
9 Сказка Речевое развитие детей
10 Пресс-конференция Дети входят в роль журналистов и задают вопросы своим любимым героям (из сказок, фильмов, представителям любимых профессий)
11 Путешествие Организация экскурсии, где гидом является сам дошкольник
12 Эксперимент Дети изучают физические свойства различных материалов (кинетического песка, пластилина, картона, бумаги, снега)
13 Конкурс Воспитатели организовывают для детей тематические конкурсы по аналогии с игрой «Самый умный?», «Брейн-ринг» и пр.
14 Рисунки-сочинения Ребята создают рисунки, а затем должны интерпретировать их и придумать сюжет
15 Беседа Затрагивание этических тем, разговоры со взрослыми о поведении ребенка

Заключение

В ДОУ отходят от понятия «занятие», уклон делается на интересы воспитуемого, его активность и взаимодействие с окружающими, формирование не только бытовых навыков, но и взглядов на жизнь.