Что такое фгп материка. Характеристики физико-географического положения материка

Африка — материк зноя, непрохо-димых чащоб экваториальных лесов, огромных саванн и бескрайних пустынь. Неповторимость природы определяют особенности расположения Африки на нашей планете, то есть ее физико-географическое положение.

Физико-географическое положение (от греч. «физис » — природа) — раз-мещение территории относительно разнообразных природных объектов: экватора, нулевого меридиана, тропиков и полярных кругов, морей и океа-нов, других материков.

Относительно экватора Африка расположена как в Северном, так и в Южном полушариях нашей планеты. Так как экватор делит Африку приблизительно пополам, природные условия материка зеркально повто-ряются на север и юг от него.

Нулевой меридиан пересекает Африку в западной части, поэтому боль-шая часть материка расположена в Восточном полушарии, меньшая — в Западном.

Таким образом, Африка - единственный материк, который одновре-менно находится во всех четырех полушариях Земли: Северном. Южном, Восточном и Западном.

Поскольку большая часть материка лежит между Северным и Южным тропиками, преобладающая часть территории Африки находится в жар-ком тепловом поясе. Это обусловливает жаркий климат всего материка.

Африку омывают воды двух океанов: на западе — Атлантического, на вос-токе — Индийского. На севере материк имеет выход к Средиземному морю, которое связано Гибралтарским проливом с Атлантическим океаном. На северо-востоке материк выходит к Красному морю, соединенному Баб-эль-Мандебским проливом и Аденским заливом с Индийским океаном. На форми-рование природы Африки существенно влияют океанические течения возле ее берегов. Так, существование суровой береговой пустыни Намиб на юго-западном побережье континента вызвано холодным Бенгельским течением . Вследствие влияния холодного Канарскою течения безводные пространства пустыни Сахара подходят к самому океаническому побережью на северо-западе Африки. Вместе с тем теплые течения Гвинейское и Мозамбикское способствуют формированию влажной погоды, соответственно, на западном и юго-восточном побережьях Африки.

Африка соединена с Евразией Суэцким перешейком. В середине XIX в. через этот перешеек быт прорыт Суэц-кий канал, благодаря которому морской путь из Европы в Южную и Восточную части Евразии значительно сократился (рис. 42). Материал с сайта

Приближенность Африки к Евразии оказывает суще-ственное влияние на формирование природы материка. В частности, с территории Евразии на север Африки поступают сухие воздушные массы. Поэтому северная, широкая часть материка более засушливая, чем южная.

Крайними точками Африки считаются мысы: на севере — Рас-Энгела, на юге — Агульяс (Игольный), на западе Альмади, на востоке - Рас-Хафун.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Разделы: География

Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!

Цели и задачи урока:

  • познакомить с физико-географическим положением Африки;
  • научить давать характеристику ФГП материка;
  • показать особенности береговой линии материка;
  • продолжить формировать умение работать с картами.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: Карта полушарий и физическая карта Африки, атласы, контурные, ментальные карты.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

План урока

  1. Создание образа материка
  2. Практическая работа
  3. Закрепление

Хорошо, когда изучение материка начинается с небольшого, но яркого и эмоционального рассказа с демонстрацией слайдов, фотографий, опережающих заданий и т. д. и т. п.

Слово учителя

Ребята, все Вы с детства помните стихотворение Корнея Чуковского “Доктор Айболит”. Давайте, вспомним его… Итак, сегодня мы приступаем к изучению Африки. Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?

Запишите число и тему урока.

Среди других континентов Африка занимает особое место. Вторая по площади – 1/5 суши нашей планеты. Африка - континент контрастов. В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.

Вопросы к классу

Ребята, скажите Африка это часть света или материк? (и часть света и материк)

К какому древнему материку принадлежит Африка? (Гондвана)

Слово учителя

“Африка – неизгладимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров

в какой -– нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.

Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев…” (В. Корочанцев).

Какие вы знаете стихотворения об Африке? (примеры)

И снова думать я стал о тебе, моя Африка
Родина, древний очаг фараонов,
Земля пирамид, созданных чьей-то непостижимой волей.
Африка, родина, словно Луна, ты плывешь, развернув свой парус.
Но куда?

Я под звездами неба в раздумье сидел,
И луна над моей головой проплывала
Спокойно и неторопливо
Словно лодка под парусом, тихо плыла
Известным путем, принимая покорно
Начертанный свыше удел,
Не сомневаясь ни в чем,
Не пытаясь что-либо менять
В своей безмятежной судьбе.

Для учащихся звучит песня из телефильма А. Рыбникова на слова Ю. Михайлова про “Красную шапочку”.

Слово учителя

Для вас отзвучала известная песня.

Она приглашает в добрый и чудесный мир.

Мы в Африку с вами отправимся ныне,

Но кто объяснит это странное имя?

Откуда название “Африка” взято?

Найдите ответ в своих книгах, ребята. (см. учебник стр. 110)

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.

С латинского “Африка” - безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия.

Как нам добраться до поставленной цели?

Готовы ли вы? Правильно сели?

Короток путь до нее, иль велик

Нас ждет замечательный материк

А на пути возникают проблемы

Ну почему такова наша тема?

Мы же в Евразии братцы живем,

А Африку раньше других познаем.

(Дети формируют ответ, учитель обобщает : самый жаркий материк; имеет самую большую пустыню; разнообразные природные комплексы; крупнейшие массивы экваториальных лесов; самую длинную реку Нил; реку, пересекающую экватор дважды – Конго, она и самая полноводная; место обитания крупных млекопитающих – слонов, бегемотов, носорогов, жирафов…; на Африканском континенте найдена совершенно фантастическая находка – костные останки возрастом 130 000 лет. (смотри журнал “Знание сила”. Август 1989г.)

Ну, а сейчас у меня предложение: поговорим о ее географическом положении. Определение географического положения материка является первой учебной задачей при его изучении, и необходимо показать способы ее решения.

Практическая работа

см. План описания географического положения материка в учебнике стр. 311.

Прием определения географического положения материка

План Состав приема Ожидаемый ответ
1.Положение материка на градусной сетке:

а) по отношению к экватору и начальному меридиану

б) положение по широте и протяженность с севера на юг.

в) положение по долготе и протяженность с запада на восток.

2. Положение материка относительно других объектов:

а) относительно других материков

б) относительно океанов.

1. Определить положение материка на градусной сетке:

а) положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части

б) Между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяженность с севера на юг в градусах и в километрах.

в) Между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяженность с запада на восток в градусах и километров.

2. Определить положение относительно других объектов:

а) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются?

б) Океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии.

а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях.

б) Африка расположена между 37 о с. ш. и 35 о ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Крайняя северная точка – м. Эль-Абъяд – 37 о с. ш.; крайняя южная точка – м. Игольный – 35 о ю. ш. Протяженность с севера на юг по 20 о в. Д. составляет (32 о +35 о) Х 111 км =3774 км; приблизительно в 2 раза больше, т. е. около 7500 км.

в) Африка расположена между 17 о з. д., крайняя западная точка – м. Альмади - 17 о з. д., крайняя восточная точка – м. Рас- Хафун – 51 о в. Д. Протяженность с запада на восток по экватору составляет (43 о – 9 о) Х 111 км = 34 о Х 111 км = 3774 км; в самой широкой части вдоль 20 о с. ш. приблизительно в 2 раза больше,т. е. около 7500 км.

а) Африка расположена очень близко от Евразии, на юго – западе от нее, и отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал.

б) С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом; с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана.

2. Устная работа по выполнению второго пункта плана может сочетаться с заполнением контурной карты или контура материка вычерченного в тетради.

3. После того как все описания ФГП материка сделано, следует подвести итог работы.

Открытие и исследование материка.

Перед рассказом об истории исследования материка учитель спрашивает учащихся, каких путешественников по Африке они знают, что читали об этом?

1. Изучение этого пункта происходит на основании сообщений заранее подготовленных учащихся, используя дополнительный материал. Например:

Бартоломеу Диаш

Португальский мореплаватель, обучавший многих своих спутников искусству мореплавания. Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. В 1481 г. он командовал одним из судов, отправленных к Золотому берегу. В этой экспедиции участвовал и безызвестный тогда Христофор Колумб. В 1487 г. он вновь отправился вдоль берегов Африки. Достиг мыса Доброй Надежды. Но команда потребовала повернуть назад, и Диаш подчинился.

При подготовке новой экспедиции в Индию, Диаш руководил строительством кораблей. Главой экспедиции назначили Васка да Гаму. Диаш сопроводил суда Гамы до островов Зеленого Мыса.

Васко да Гама

Этому человеку посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей – достиг далекой Индии. И вернулся оттуда прославленным и богатым вельможей. Он был военным и придворным не в меньшей степени, чем мореплавателем.

Весной 1494 г. Гама получил приказ четыре корабля и 170 человек, отплыл из Португалии к берегам Африки. Спустя четыре месяца обогнув мыс Доброй Надежды и пришел к восточному берегу Африки. Спустя 26 месяцев с грузом товаров и пленников вернулся назад. В 1524 г. ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний. Но, пробыв в Индии 3 месяца, да Гама заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя, мудрого руководителя и хорошего администратора.

2. На основе текста учебника заполнить таблицу (выполнить дома)

Закрепление.

1. Предлагаю игру: ученики заканчивают предложение.

Африка по середине пересекается …

Нулевой меридиан пересекает Африку с …

Африку омывают океаны, их по количеству …

С севера материк омывается …

Восточной крайней точкой материка считается …

Гвинейский залив расположен с … материка.

Самый большой остров близ берегов Африки…

2. Географические задачи

Как объяснить происхождение географических названий западного побережья Африки?

После успешной экспедиции Бартоломеу Диаша южная оконечность Африки получила название мыс Доброй Надежды. На что надеялись Б. Диаш и его последователи?

Все молодцы! Поработали славно. Теперь переходим к домашнему заданию.

Домашнее задание: параграф №24,ответить на вопросы в конце параграфа; заполнить таблицу; задания по к/к: подписать объекты береговой линии.

Литература

  1. О. В. Крылова Уроки географии. М., Пр., 1990.
  2. Н. А. Никитина Поурочные разработки по географии 7 класс М., 2005.
  3. О. В. Крылова материки и океаны. М., Пр., 2002.
  4. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев География материков и океанов 7 класс М., Фрофа 2004.
  5. С. А. Огурцов Географические названия Омск, 1961.
  • Физико-географическое положение материка.

  • Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  • Климат.

  • Внутренние воды.

  • Почвы.

  • Природные зоны. Растительный и животный мир.

  • Население. Хозяйственная деятельность.

  • Государства и столицы.

«Географическое положение Африки. История исследования».

  • Тема урока


Задача урока:

  • Познакомить с планом характеристики материка

  • Ввести понятие географическое положение материка

  • Раскрыть приемы определения географического положения материка

  • Изучить особенности географического положения Африки и их влияние на природу материка.















Особенности материка

  • По размерам Африка уступает лишь Евразии её площадь составляет 29,2 млн.км2

  • Около ½ её территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн.

  • В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария Конго и самая длинная река мира Нил.

  • Африка самый жаркий материк Земли.


План описания ФГП материка


Географическое положение материка Африка


Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.


Определить географические координаты крайних точек Африки.

  • 1 вариант.

  • Северная точка- мыс Бен-Секка

  • Южная точка- мыс Игольный

  • 2 вариант

  • Западная точка- мыс Альмади

  • Восточная точка – мыс Рас-Хавун


План описания ФГП материка

  • Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.

  • Найдите координаты крайних точек материка в градусах и протяженность материка в километрах с севера на юг и с востока на запад.

  • В каких климатических поясах расположен материк?

  • Определите, какие моря и океаны омывают материк?

  • Как расположен материк относительно других материков?


Физическая карта Африки


История исследования материка


Открытие и исследование материка



Давид Ливингстон

  • Английский путешественник по Африке. Ливингстон прожил в Африке двадцать восемь лет как миссионер и исследователь.

  • Открыл области Замбези и многих частей Южной и Центральной Африки

  • Составил современную карту «Черного материка»

  • Открыл водопад Виктория

  • Изучил верховья реки Конго, озеро Ньяса



Город Куруман, в котором Д.Ливингстон прожил восемь лет


Пароход, на котором Д.Ливингстон плавал по Замбези


Д.Ливингстон и Г.Стенли на озере Танганьика


Туземцы несут изнуренного лихорадкой Д.Ливингстона.


Василий Васильевич Юнкер

  • Русский исследователь Африки.

  • Изучал Центральную и Восточную Африку

  • Проводил топографические работы, метеорологические и гидрологические наблюдения



  1. Внутренние воды.

  2. Государства и столицы

План характеристики материка.

    Физико-географическое положение материка.

    Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  1. Внутренние воды.

  2. Природные зоны. Растительный и животный мир.

    Население. Хозяйственная деятельность.

    Государства и столицы

План характеристики физико-географического положения материка.

    Положение материка по отношению к экватору.

    Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

    Положение материка по отношению к тропикам

    Крайние точки, их координаты.

    Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

    Определить в каких климатических поясах расположен материк

    Положение материка по отношению к морям и океанам.

    Положение материка по отношению к другим материкам.

    Особенности физико-географического положения материка.

Урок–практикум по географии в 7-м классе на основе интеграции алгоритмической и проблемно поисковой технологий.

Тема урока: "Физико-географическое положение материка Африка"

Цель урока : Выявить особенности географического положения материка Африка.

Задачи урока

    Образовательные: Продолжить формирование практических умений учащихся работать с картами атласа, пользоваться типовыми планами-алгоритмами, использовать вычислительные навыки, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, группировать материал по указанным признакам.

    Воспитательные: Продолжить воспитание личностных качеств; чувства коллективизма, ответственности, личной сопричастности происходящему.

    Развивающие: Развивать мышление школьников, для чего предусмотреть создание на уроке проблемной ситуации и обучение учащихся её решению: организовывать свою учебную деятельность и работать в заданном темпе; использовать, ранее приобретённые ЗУН для получения знаний и использования их в новой ситуации; свертывать полученную информацию и записывать её в тетрадь; формировать элементы творчества на основе решения проблемных задач.

Оборудование: Физическая карта мира, атласы, учебники, типовые планы, контурные карты, фонограмма «Звуки Африки»

Тип урока : Изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: практическая работа на основе интеграции алгоритмической и проблемно-поисковой деятельности.

Приёмы деятельности учителя: Эврестическая беседа. Организация работы учащихся по типовым планам, картам атласа, тексту учебника, контурным картам.

Деятельность учащихся : Выполнение практической работы с использованием карт атласа и типовых планов-алгоритмов. Решение проблемы урока. Ведение записи в рабочей тетради. Работа на контурной карте.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: градусная сетка, определение географических координат (география); вычислительные навыки (математика).

Планируемые результаты: Приобретение знаний об особенностях географического положения материка Африка. Закрепление умений работать с картами атласа, типовым планом-алгоритмом, контурной картой.

Ход урока

Организационный момент.

Подготовка к изучению нового материала: актуализация знаний учащихся .

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…

Для этого мне понадобиться ваша помощь.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинаем наш урок.

Будем мыслить, изучать

И открытья совершать.

Ребята, вы готовы к этому? Итак, вперёд!

У Вас на столе листочки с улыбками или без улыбки. Выберите ту, которая бы отразила ваше настроение.

(рефлексия с начала урока и в конце урока - итог)

На уроках географии в 7 классе мы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты. На прошлом уроке мы перешли к изучению материков.

Я предлагаю провести арт обстрел и проверить ваши знания. За 3 правильных ответа и работу на уроке как всегда будет результат.

Вспомните, пожалуйста, что называется материком?

Ответ: Материки - значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном.

Какие вы знаете материки? Покажите их по карте.

Ответ: Материки: Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия.
В предыдущей теме мы рассмотрели общие закономерности природы южных материков, которые подчинены закономерностям развития географической оболочки.

Какие материки относятся к южным материкам?

Ответ: К южным материкам относят Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду.
Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?
Ответ: Нет. Австралия и Антарктида полностью лежат в южном полушарии, а Африка и Южная Америка лежат и в южном и в северном полушария.

Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий - они были частью единого материка Гондваны.

На прошлом уроке мы познакомились с планом (алгоритмом), по которому будем изучать каждый материк.

План характеристики материка.

    Физико-географическое положение материка.

    Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  1. Внутренние воды.

  2. Природные зоны. Растительный и животный мир.

    Население. Хозяйственная деятельность.

    Государства и столицы

Посмотрите что стоит первым вопросом и почему?.

Ответ: Первый вопрос плана: физико-географическое положение.

Частная задача к первому действию алгоритма.

Что значит “определить географическое положение любого географического объекта”?

Ответ: Географическое положение - это “адрес” географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.

Физико-географическое положение материка – это положение материка относительно поверхности Земли, других географических объектов, оказывающих влияние на его природу.

Коль к планете нашей приглядишься

Из ракетной различишь дали

Материк имеет форму сердца

Ярко- красный цвет его земли

О каком материке идет речь?

Ответ: Африка

Тема нашего урока: Физико-географическое положение материка Африка. И сегодня на уроке мы определим местонахождение материка Африка на земном шаре.

Для работы на уроке вы можете использовать учебники, карты атласа, Фронтальное обсуждение. Мы будем сегодня выполнять практическую работу.

В тетрадях для практических работ записываем тему.(НА ДОСКЕ)

ФГП МАТЕРИКА АФРИКА

Оборудование: карты атласа, учебник, план-алгоритм .

Прежде чем продолжить работу запишем Д\З §24, к.к

Какое бы место на нашей планете мы с вами не изучали бы,о нем обязательно можно будет сказать, что оно самое, самое…

Каждый материк имеет определение со словом самый.

Евразия – самый?...(большой).

Антарктида – самый?...(холодный).

Африка – самый?...(жаркий).

Чтобы вы назвали еще в Африке самое….

    Африка – самый жаркий материк

    Самая великая пустыня – Сахара (7,82 млн. км²)

    Самая длинная река мира – Нил с Кагерой (6671 км)

    Самое обширное песчаное пространство – пустыня Калахари

    Самая высокая температура на Земле – Эль-Азизия (Ливия) +58°С

    Африка – самый жаркий материк

    Самый древний (Да! Ученые все больше склоняются к мысле о том, что именно Африка представляет собой прародину человечества. Каждый землянин может сказать «Я родом из Африки»)

    Самый большой по площади после Евразии (СЛАЙД)

Площадь (СЛАЙД) S Африки – 29,2 млн. км² (1\5 часть суши) –ЭТО БЕЗ ОСТРОВОВ

А с островами часть света Африка – 30,3 млн. км 2

(СЛАЙД) Название АФРИКА

    (от лат. Afrikus – безморозный, не знающий мороза).

    Слово “Африка”, как полагают ученые, происходит от названия берберского племени “Афригии”, которое жило на севере материка. В последствии это название распространилось на весь материк.

3.В XVI в. ученый Мухаммед аль-Вазан писал что названия «Африка» (по-арабски «Ифрика») происходит от слова «фарака» которое означает «разделить». Возможно, что в названии материка заложено именно это содержание, так как Красное море отделяет Африку от Азии.

Основная проблема урока.

Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка? ”

Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны познакомьтесь с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка.

Такой план есть у каждого из вас, есть он и в учебнике на стр.311(УЧЕБНИК)

План характеристики физико-географического положения материка.

    Положение материка по отношению к экватору.

    Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

    Положение материка по отношению к тропикам

    Крайние точки, их координаты.

    Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

    Определить в каких климатических поясах расположен материк

    Положение материка по отношению к морям и океанам.

    Положение материка по отношению к другим материкам.

    Особенности физико-географического положения материка.

Работы много, поэтому будем работать по группам.

Ряд у окна – 1 группа – АФ

Средний ряд – 2 группа – РИ

Ряд у стены – 3 группа - КА

А общими стараниями мы соберем название материка АФ - РИ- КА

Решение проблемы:

(СЛАЙД) Работаем следующим образом: Читаем вопрос плана и записываем его в тетрадь. Затем обсуждаем, и представитель группы даёт ответ. Если вы согласны, то делаете запись в тетрадь. На подготовку 2-3 мин. (по песочным часам)

Ряд у окна – 1 группа – АФ

1. Положение материка по отношению к экватору.

Ответ: Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу. Времена года в северной и южной части противоположны: когда в северном полушарии лето, в южном – зима Близость экватора влияет на количество получаемого тепла и осадков, их распределение по временам года

Средний ряд – 2 группа – РИ

2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая - к западу.

Ряд у стены – 3 группа - КА

3.Положение материка по отношению к тропикам.

Африка лежит между тропиками,между 35 параллелями, в экваториальных и тропических широтах; в жарком тепловом поясе.

(СЛАЙД) 4. Крайние точки, их координаты.

Крайние точки материка это мысы, т.е. те участки суши, которые дальше всего вдаются в море.

Все вместе

Северная - м. Рас-Энгела – (37 гр. с. ш, 10 гр. в. д.).

Ряд у окна – 1 группа – АФ

Южная - м. Игольный – (35 гр. ю.ш, 20 гр. в. д.).

Средний ряд – 2 группа – РИ

Западная - м. Альмади – (15 гр. с. ш, 18 гр. з. д.).

Ряд у стены – 3 группа - КА

Восточная - м. Рас-Хафун – (10 гр. с. ш, 52 гр. в. д.).

(СЛАЙД) 5. Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

Ряд у окна – 1 группа – АФ

Протяженность Африки север - юг:

Чтобы определить расстояние по меридиану в градусах нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора) градусов37 гр. + 35 гр. = 72 гр. ; затем, зная,что длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 км., то протяженность материка составит: 111 км.* 72 = 7992 км.

Средний ряд – 2 группа – РИ

Протяженность материка запад – восток: Запад-восток по 10 0 с.ш.

14º+52º=66º 66º*109,6 км = 7233,6 км

Ряд у стены – 3 группа - КА

(СЛАЙД) ВЫВОД. От протяженности материка зависит влияние океанов, континентальность климата, разнообразие природных условий. .

(СЛАЙД) 6. Определить в каких климатических поясах расположен материк

Экваториальный

Субэкваториальный

Тропический

Субтропический

Высокие температуры весь год.

Предполагаемые ответы учащихся: Африка расположена по обе стороны от экватора. Большая часть материка лежит в жарком тепловом поясе. Африка расположена ближе к экватору, чем к полюсам.

(СЛАЙД) 7. Положение материка по отношению к морям и океанам, элементы береговой линии

На западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море.

проливы: Гибралтарский – разделяет части света – Европу и Африку, соединяет – Атлантический океан и Средиземное море. Суэцкий канал – отделяет Африку от Азии и соединяет Средиземное море с Красным.Баб- эль-Мандебский пролив

Аденский – соединяет воды Красного моря и Индийского океан

Элементы береговой линии есть на ваших карточках- алгоритмах, они помогут вам правильно оформить к\к

      Гибралтарский пролив

      Средиземное море

      Суэцкий канал

      Красное море

      Баб- эль-Мандебский пролив

      Аденский залив

      Сомали (полуостров)

      Индийский океан

      Мозамбикский пролив

      о. Мадагаскар

      Атлантический океан

      Гвинейский залив

      Канарские острова

Материк имеет простые очертания Островов и полуостровов мало.

(СЛАЙД) 9.Положение материка по отношению к другим материка

Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.

на значительное расстояние, за исключением Евразии. На севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14 км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой полоской суши – Суэцким перешейком шириной 200 км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал.

Ты, на дереве древней Евразии

Исполинской висящая груши

Близость к Евразии – континентальность климата Северной Африки

Формулирование решения проблемы и основной проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.

Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?”

(СЛАЙД)ТЕСТ

    Крайней западной точкой материка является:

    Экватор пересекает Африку:

    Материк омывается на востоке водами океана:

    Какую часть от площади суши составляет площадь Африки?

Имеет выгодное физико-географическое положение.

Подведение итога урока. Оценка работы учащихся на уроке.

Я знала, всё у нас получится,

Африку мы с вами будем знать.

Всем путешественникам

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга»

Рефлексия (выберите картинку, лежащую у вас) – итог рефлексии

Звучит музыка

Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосный бой тамтамов, увидишь в отблески ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.

Организация домашнего задания.

Текст параграфа 18. Самостоятельно проработать материал об открытии и изучении материка. Выбрать маршрут путешествия одного из исследователей, нанести маршрут его путешествия на контурную карту и составить рассказ об этом путешествии и путешественнике (можно с использованием дополнительного материала).


Похожие документы:-географического положения Африки. Научиться определять физико -географическое положение материка по ... тропикам): По отношению к экватору - пересекается материк линией экватора или...




  1. Климат.

  2. Внутренние воды.

  3. Почвы.



  4. Государства и столицы










  1. Физико-географическое положение материка.

  2. Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  3. Климат.

  4. Внутренние воды.

  5. Почвы.

  6. Природные зоны. Растительный и животный мир.

  7. Население. Хозяйственная деятельность.

  8. Государства и столицы
План характеристики физико-географического положения материка.

  1. Положение материка по отношению к экватору.

  2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

  3. Положение материка по отношению к тропикам

  4. Крайние точки, их координаты.

  5. Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

  6. Определить в каких климатических поясах расположен материк

  7. Положение материка по отношению к морям и океанам.

  8. Положение материка по отношению к другим материкам.

  9. Особенности физико-географического положения материка.

Урок–практикум по географии в 7-м классе на основе интеграции алгоритмической и проблемно поисковой технологий.

Тема урока: "Физико-географическое положение материка Африка"

Цель урока : Выявить особенности географического положения материка Африка.

Задачи урока


  • Образовательные: Продолжить формирование практических умений учащихся работать с картами атласа, пользоваться типовыми планами-алгоритмами, использовать вычислительные навыки, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, группировать материал по указанным признакам.

  • Воспитательные: Продолжить воспитание личностных качеств; чувства коллективизма, ответственности, личной сопричастности происходящему.

  • Развивающие: Развивать мышление школьников, для чего предусмотреть создание на уроке проблемной ситуации и обучение учащихся её решению: организовывать свою учебную деятельность и работать в заданном темпе; использовать, ранее приобретённые ЗУН для получения знаний и использования их в новой ситуации; свертывать полученную информацию и записывать её в тетрадь; формировать элементы творчества на основе решения проблемных задач.
Оборудование: Физическая карта мира, атласы, учебники, типовые планы, контурные карты, фонограмма «Звуки Африки»

Тип урока : Изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: практическая работа на основе интеграции алгоритмической и проблемно-поисковой деятельности.

Приёмы деятельности учителя: Эврестическая беседа. Организация работы учащихся по типовым планам, картам атласа, тексту учебника, контурным картам.

Деятельность учащихся : Выполнение практической работы с использованием карт атласа и типовых планов-алгоритмов. Решение проблемы урока. Ведение записи в рабочей тетради. Работа на контурной карте.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: градусная сетка, определение географических координат (география); вычислительные навыки (математика).

Планируемые результаты: Приобретение знаний об особенностях географического положения материка Африка. Закрепление умений работать с картами атласа, типовым планом-алгоритмом, контурной картой.

Ход урока

Организационный момент.

Подготовка к изучению нового материала: актуализация знаний учащихся .

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…

Для этого мне понадобиться ваша помощь.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинаем наш урок.

Будем мыслить, изучать

И открытья совершать.

Ребята, вы готовы к этому? Итак, вперёд!


У Вас на столе листочки с улыбками или без улыбки. Выберите ту, которая бы отразила ваше настроение.

(рефлексия с начала урока и в конце урока - итог)

На уроках географии в 7 классе мы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты. На прошлом уроке мы перешли к изучению материков.

Я предлагаю провести арт обстрел и проверить ваши знания. За 3 правильных ответа и работу на уроке как всегда будет результат.

Вспомните, пожалуйста, что называется материком?

Ответ: Материки - значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном.

Какие вы знаете материки? Покажите их по карте.

Ответ: Материки: Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия.
В предыдущей теме мы рассмотрели общие закономерности природы южных материков, которые подчинены закономерностям развития географической оболочки.

Какие материки относятся к южным материкам?

Ответ: К южным материкам относят Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду.
Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?
Ответ: Нет. Австралия и Антарктида полностью лежат в южном полушарии, а Африка и Южная Америка лежат и в южном и в северном полушария.

Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий - они были частью единого материка Гондваны.

На прошлом уроке мы познакомились с планом (алгоритмом), по которому будем изучать каждый материк.

План характеристики материка.


  1. Физико-географическое положение материка.

  2. Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  3. Климат.

  4. Внутренние воды.

  5. Почвы.

  6. Природные зоны. Растительный и животный мир.

  7. Население. Хозяйственная деятельность.

  8. Государства и столицы
Посмотрите что стоит первым вопросом и почему?.

Ответ: Первый вопрос плана: физико-географическое положение.
Частная задача к первому действию алгоритма.

Что значит “определить географическое положение любого географического объекта”?

Ответ: Географическое положение - это “адрес” географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.

Физико-географическое положение материка – это положение материка относительно поверхности Земли, других географических объектов, оказывающих влияние на его природу.
Коль к планете нашей приглядишься

Из ракетной различишь дали

Материк имеет форму сердца

Ярко- красный цвет его земли


О каком материке идет речь?

Ответ: Африка

Тема нашего урока: Физико-географическое положение материка Африка. И сегодня на уроке мы определим местонахождение материка Африка на земном шаре.

Для работы на уроке вы можете использовать учебники, карты атласа, Фронтальное обсуждение. Мы будем сегодня выполнять практическую работу.

В тетрадях для практических работ записываем тему.(НА ДОСКЕ)

ФГП МАТЕРИКА АФРИКА

Оборудование: карты атласа, учебник, план-алгоритм .

Прежде чем продолжить работу запишем Д\З §24, к.к

Какое бы место на нашей планете мы с вами не изучали бы,о нем обязательно можно будет сказать, что оно самое, самое…

Каждый материк имеет определение со словом самый.

Евразия – самый?...(большой).

Антарктида – самый?...(холодный).

Африка – самый?...(жаркий).

Чтобы вы назвали еще в Африке самое….



  • Самая великая пустыня – Сахара (7,82 млн. км²)

  • Самая длинная река мира – Нил с Кагерой (6671 км)

  • Самое обширное песчаное пространство – пустыня Калахари

  • Самая высокая температура на Земле – Эль-Азизия (Ливия) +58°С

  • Африка – самый жаркий материк

  • Самый древний (Да! Ученые все больше склоняются к мысле о том, что именно Африка представляет собой прародину человечества. Каждый землянин может сказать «Я родом из Африки»)

  • Самый большой по площади после Евразии (СЛАЙД)
Площадь (СЛАЙД) S Африки – 29,2 млн. км² (1\5 часть суши) –ЭТО БЕЗ ОСТРОВОВ

А с островами часть света Африка – 30,3 млн. км 2

(СЛАЙД) Название АФРИКА


  1. (от лат. Afrikus – безморозный, не знающий мороза).

  2. Слово “Африка”, как полагают ученые, происходит от названия берберского племени “Афригии”, которое жило на севере материка. В последствии это название распространилось на весь материк.
3.В XVI в. ученый Мухаммед аль-Вазан писал что названия «Африка» (по-арабски «Ифрика») происходит от слова «фарака» которое означает «разделить». Возможно, что в названии материка заложено именно это содержание, так как Красное море отделяет Африку от Азии.

Основная проблема урока.

Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка? ”

Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны познакомьтесь с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка.

Такой план есть у каждого из вас, есть он и в учебнике на стр.311(УЧЕБНИК)

План характеристики физико-географического положения материка.


  1. Положение материка по отношению к экватору.

  2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

  3. Положение материка по отношению к тропикам

  4. Крайние точки, их координаты.

  5. Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

  6. Определить в каких климатических поясах расположен материк

  7. Положение материка по отношению к морям и океанам.

  8. Положение материка по отношению к другим материкам.

  9. Особенности физико-географического положения материка.
Работы много, поэтому будем работать по группам.

Ряд у окна – 1 группа – АФ

Средний ряд – 2 группа – РИ

Ряд у стены – 3 группа - КА

А общими стараниями мы соберем название материка АФ - РИ- КА

Решение проблемы:

(СЛАЙД) Работаем следующим образом: Читаем вопрос плана и записываем его в тетрадь. Затем обсуждаем, и представитель группы даёт ответ. Если вы согласны, то делаете запись в тетрадь. На подготовку 2-3 мин. (по песочным часам)

Ряд у окна – 1 группа – АФ

1. Положение материка по отношению к экватору.

Ответ: Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу. Времена года в северной и южной части противоположны: когда в северном полушарии лето, в южном – зима Близость экватора влияет на количество получаемого тепла и осадков, их распределение по временам года

Средний ряд – 2 группа – РИ

2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая - к западу.

Ряд у стены – 3 группа - КА

3.Положение материка по отношению к тропикам.

Африка лежит между тропиками,между 35 параллелями, в экваториальных и тропических широтах; в жарком тепловом поясе.

(СЛАЙД) 4. Крайние точки, их координаты.

Крайние точки материка это мысы, т.е. те участки суши, которые дальше всего вдаются в море.

Все вместе

Северная - м. Рас-Энгела – (37 гр. с. ш, 10 гр. в. д.).

Ряд у окна – 1 группа – АФ

Южная - м. Игольный – (35 гр. ю.ш, 20 гр. в. д.).

Средний ряд – 2 группа – РИ

Западная - м. Альмади – (15 гр. с. ш, 18 гр. з. д.).

Ряд у стены – 3 группа - КА

Восточная - м. Рас-Хафун – (10 гр. с. ш, 52 гр. в. д.).

(СЛАЙД) 5. Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

Ряд у окна – 1 группа – АФ

Протяженность Африки север - юг:

Чтобы определить расстояние по меридиану в градусах нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора) градусов37 гр. + 35 гр. = 72 гр. ; затем, зная,что длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 км., то протяженность материка составит: 111 км.* 72 = 7992 км.

Средний ряд – 2 группа – РИ

Протяженность материка запад – восток: Запад-восток по 10 0 с.ш.

14º+52º=66º 66º*109,6 км = 7233,6 км

Ряд у стены – 3 группа - КА

На выбор


(СЛАЙД) ВЫВОД. От протяженности материка зависит влияние океанов, континентальность климата, разнообразие природных условий. .

(СЛАЙД) 6. Определить в каких климатических поясах расположен материк

Экваториальный

Субэкваториальный

Тропический

Субтропический

Высокие температуры весь год.

Предполагаемые ответы учащихся: Африка расположена по обе стороны от экватора. Большая часть материка лежит в жарком тепловом поясе. Африка расположена ближе к экватору, чем к полюсам.
(СЛАЙД) 7. Положение материка по отношению к морям и океанам, элементы береговой линии

На западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море.

проливы: Гибралтарский – разделяет части света – Европу и Африку, соединяет – Атлантический океан и Средиземное море. Суэцкий канал – отделяет Африку от Азии и соединяет Средиземное море с Красным. Баб- эль-Мандебский пролив

Аденский – соединяет воды Красного моря и Индийского океан

Элементы береговой линии есть на ваших карточках- алгоритмах, они помогут вам правильно оформить к\к


    1. Гибралтарский пролив

    2. Средиземное море

    3. Суэцкий канал

    4. Красное море

    5. Баб- эль-Мандебский пролив

    6. Аденский залив

    7. Сомали (полуостров)

    8. Индийский океан

    9. Мозамбикский пролив

    10. о. Мадагаскар

    11. Атлантический океан

    12. Гвинейский залив

    13. Канарские острова

Материк имеет простые очертания Островов и полуостровов мало.

(СЛАЙД) 9.Положение материка по отношению к другим материка

Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.

на значительное расстояние, за исключением Евразии. На севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14 км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой полоской суши – Суэцким перешейком шириной 200 км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал.

Ты, на дереве древней Евразии

Исполинской висящая груши

Близость к Евразии – континентальность климата Северной Африки

Формулирование решения проблемы и основной проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.

Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?”

(СЛАЙД)ТЕСТ


  1. Крайней западной точкой материка является:

  2. Экватор пересекает Африку:

  3. Материк омывается на востоке водами океана:

  4. Дальше других от Африки расположен материк:

  5. Какую часть от площади суши составляет площадь Африки?
Имеет выгодное физико-географическое положение.

Подведение итога урока. Оценка работы учащихся на уроке.

Я знала, всё у нас получится,

Африку мы с вами будем знать.

Всем путешественникам

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга»

Рефлексия (выберите картинку, лежащую у вас) – итог рефлексии

Звучит музыка

Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосный бой тамтамов, увидишь в отблески ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.

Организация домашнего задания.

Текст параграфа 18. Самостоятельно проработать материал об открытии и изучении материка. Выбрать маршрут путешествия одного из исследователей, нанести маршрут его путешествия на контурную карту и составить рассказ об этом путешествии и путешественнике (можно с использованием дополнительного материала).