Беседа "здоровый образ жизни". План-конспект занятия на тему: «Беседа о здоровом образе жизни.

Цели:

· Формирование представления о здоровом образе жизни, о факторах, влияющих на духовное и физическое развитие; о жизненных ценностях, о последствиях пагубных привычек, индивидуальной системе поведения.

· Расширение кругозора по данной теме и привлечение внимания учащихся к здоровому образу жизни.

· Воспитание чувства ответственности за свое личное здоровье и здоровье окружающих.

ТЕКСТ БЕСЕДЫ

Сегодня мы поговорим о будущем и здоровом образе жизни. Каждый из вас имеет свое представление об этом. Сегодня мы обратим внимание на то, что здоровье человека принадлежит не только ему, но и всему обществу, о воспитании чувства ответственности за свое личное здоровье и репродуктивное, на взаимосвязь духовного и физического здоровья. Побеседуем о факторах, влияющих на здоровье человека и его благополучие. А также определим основные составляющие здорового образа жизни. Обсудим пагубность вредных привычек и необходимость сделать каждому свой выбор жизненного пути.

Вопрос учащимся: Какими вы видите себя в будущем?

Здоровье занимает первое место среди жизненных ценностей человека. Вспомним слова известного немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860): «на 0,9 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу».

Вопрос учащимся: Как вы понимаете выражение «быть здоровым человеком»?

Много определений здоровья, но все они содержат пять следующих критериев:

1. Отсутствие болезни;

2. Нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»;

3. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

4. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

5. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Наиболее точным определением здоровья следует считать то, что дано в Уставе Всемирной организации здравоохранении: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье человека является не только его индивидуальной ценностью, но и достоянием общества, неразрывно взаимосвязаны и зависят друг от друга.

По данным Министерства здравоохранения России лишь 14% подростков практически здоровы, 35-40% - хронически больны, 50% - имеют функциональные отклонения. По данным МВД России, в последние годы растет преступность среди несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет (11,8%). стремительно растет алкоголизация и токсикомания в подростковой среде.

Здоровье человека имеет две составляющие – духовную и физическую. Они должны постоянно находиться в гармоничном единстве и этим обеспечивать высокий уровень здоровья.

Вопрос учащимся: Охарактеризуйте духовное здоровье и физическое?

Духовное здоровье достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, навыками в прогнозировании и моделировании событий и составлении программы своих действий.

Физическое здоровье обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.

Важное значение для каждого человека и для общества имеет репродуктивное здоровье. Под ним понимается не только рождение ребенка, но также его воспитание, обучение и подготовку из его полноценного и полезного члена общества. Система воспроизводства населения обеспечивает рождение здоровых детей и подготовку нового поколения. Семья, как начальная социальная ячейка общества и государства, должна обеспечить воспитание и развитие у ребенка необходимых физических, духовных и нравственных качеств. Она должна сформировать из него человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, тем самым развитие кадрового потенциала общества.

На здоровье человека влияют физические, духовные и социальные факторы. Из физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды.

Вопрос учащимся: Подумайте и ответьте, каким образом наследственность влияет на на здоровье человека?

Вопрос учащимся: Отражается ли на здоровье человека его внутренний мир?

У каждого человека своя предрасположенность к определенным заболеваниям. Состояние окружающей среды тоже влияет на здоровье. Даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействие загрязненного воздуха или воды. Духовный фактор является одним из важных компонентов здоровья и благополучия. Под ним понимается способность к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной помощи. Социальные факторы имеют также большое значение. Ведь человек может быть счастливым и здоровым только тогда, когда он имеет возможность для самореализации и ему гарантированы хорошие жилищные условия, образование и медицинское обслуживание. Для поддержания здоровья человек должен и обязан вести здоровый образ жизни.

Вопрос учащимся: На основании вышесказанного сформулируйте определение – здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.

Вопрос учащимся: Приведите примеры положительных и отрицательных факторов, влияющих на здоровье человека.

К положительным факторам относятся соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, физическая культура и спорт, уравновешенные взаимоотношения с окружающими людьми.

Отрицательно влияют на здоровье курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Каждый человек сам стремиться выработать в себе ряд необходимых качеств.

Вопрос учащимся: Подумайте, какие качества и принципы помогут выработать вашу систему поведения?

1. Четко сформулированная цель жизни. Постановка перед собой достижимых целей

2. Выработка таких форм своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.

3. Вера в то, что образ жизни, который ведет человек, обязательно даст положительные результаты.

4. Развитие у себя самоуважения, осознание того, что все возникающие задачи можно решить.

5. Соблюдение режима двигательной активности, правил личной гигиены и рационального питания.

6. Правильное сочетание труда и отдыха.

7. Нельзя драматизировать неудачи.

Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и планировать в соответствии с этим свое поведение. Эмоционально устойчивые люди обычно успешно справляются с переменами, происходящими с ними, в т.ч. с несчастными случаями и болезнями. Любые перемены в жизни, даже положительные, заставляют человека приспосабливаться, адаптироваться к новым обстоятельствам, требующих определенных усилий и напряжения. Состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий, получило название «стресс».

Вопрос учащимся: Может ли стресс приносить положительные результаты?

Стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело функционируют наиболее эффективно и поддерживают организм в наиболее оптимальном режиме работы. Высокий уровень стресса может быть положительным фактором только очень короткое время, например, состояние спортсмена перед ответственным соревнованием.

Стрессовые ситуации по возможности необходимо избегать.

Вопрос учащимся: Какие меры можно предпринять для того, чтобы обезопасить себя от негативных последствий стрессов?

1. Быть оптимистом. Уметь радоваться жизни.

2. Необходимо регулярно заниматься физической культурой и спортом. Эти занятия оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику.

3. Необходимо, чтобы питание было регулярным и сбалансированным.

4. Достаточный по продолжительности и спокойный сон.

5. Уметь сказать «нет», если нет возможности выполнить какое – то задание.

Вопрос учащимся: Многие из вас занимаются спортом. Какое влияние оказывают физические упражнения на ваш организм?

Двигательная активность поддерживает хорошую физическую форму, улучшает самочувствие и обеспечивает прилив энергии для жизнедеятельности, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственным и физическими нагрузками.

Приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды помогает закаливание. Вырабатывается устойчивость организма к воздействию холода, так как часто охлаждение и переохлаждение у не закаленных людей вызывают различные РВЗ. У закаленных людей вырабатывается устойчивость к низким температурам, теплообразование в их организме происходит более интенсивно, а это уменьшает вероятность развития инфекционных заболеваний.

В последнее время очень много внимания стало уделяться вопросам рационального питания. Пища обеспечивает организм человека энергией, необходимой для жизнедеятельности. Питание должно быть разнообразным, должно учитываться генетические особенности человека, возраст, физические нагрузки, климатические и сезонные особенности окружающей природы. Главным критерием правильности питания является состояние здоровья: вес тела, общее самочувствие, уровень работоспособности.

Вопрос учащимся: Давайте вместе вспомним правила приема пищи.

1. Во время еды не следует решать какие – то дела и проблемы, надо наслаждаться едой.

3. Нельзя садиться за стол усталым, возбужденным. Необходимо отключиться от проблем и настроиться на прием пищи.

4. Если нет достаточно времени для приема пищи, то его лучше пропустить.

5. Нельзя переедать.

Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Органы и системы человека могут выдерживать нагрузки и напряжения примерно в 10 раз больше тех, с которыми человеку приходится сталкиваться в нормальной повседневной жизни.

К сожалению, ряд привычек, которые человек приобретает еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей последующей жизни, серьезно вредят его здоровью.

Вопрос учащимся: Назовите вредные привычки, пагубно влияющие на здоровье человека?

К таким привычкам прежде всего относятся курение, употребление алкоголя и наркотиков. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Алкоголь или спирт является наркотическим ядом и действует на клетки головного мозга, парализуя их.

Доза 7-8г чистого спирта на 1 кг веса тела – смертельна для человека. Некоторые люди считают спиртное чудодейственным лекарством, способным излечить чуть ли не все болезни. Наоборот, алкоголь разрушительно действует на все органы и системы организма человека. При его длительном употреблении развиваются хронический гепатит и цирроз печени, нарушаются обменные процессы в тканях сердца и мозга, снижаются половые функции и многие другие заболевания. Средняя продолжительность жизни этих людей не превышает обычно 57 лет.

Вопрос учащимся: Какими качествами обладает пьющий человек и его существование?

Состояние опьянения характеризуется часто ослаблением сдерживающих факторов, утратой чувства стыда и реальной оценки последствий совершаемых поступков. Поэтому оно часто приводит молодых людей к случайным половым связям, следствием которых нередко бывают нежелательная беременность, заражение болезнями, передающимися половым путем, до 90% заражений сифилисом и около 95% - гонореей. Особенно вреден алкоголь для женщин. 30% детей рождаются недоношенными и мертвыми. Алкоголь взаимосвязан с преступностью. Преступники, используя алкоголь, вербуют соучастников и толкают их на совершение преступлений.

С алкоголизмом боролись еще в древние времена. В Китае и Египте до нашей эры пьяниц подвергали суровым и унизительным наказаниям. В Риме в III веке до нашей эры. существовал запрет на употребление вина лицам, не достигшим 30-летнего возраста. Наша страна в 80-е года XX века пережила «сухой закон». Сегодня действует закон «О запрете распития спиртных напитков в общественных местах».

Другая вредная привычка, пагубно влияющая на здоровье человека – курение табака.

Вопрос учащимся: Имеются ли в группе активные курильщики? Какие ощущения вы испытываете во время курения?

Активный компонент табачного дыма является никотин. А также синильная кислота, сероводород, углекислая кислота, аммиак, эфирные масла, табачный деготь. В последнем содержится около сотни химических соединений, в том числе изотопы калия, мышьяка и канцерогены. Табак вредно действует прежде всего на нервную систему, вначале возбуждая, а затем угнетая ее. Нарушается сердечно – сосудистая система, воспаляется носоглотка и гортань, хронический бронхит. Функция легких под влиянием курения ослабевает, кровь обогащается не кислородом, а угарным газом. Может наступить кислородное голодание. Смертельная доза никотина для человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела. Смерть может наступить, если подросток выкурит сразу пол пачки сигарет.

Кроме активных курильщиков бывают и пассивные. Пассивные курильщики, вдыхая задымленный табачный воздух, болеют теми же болезнями, что активные. Активный курильщик вдыхает профильтрованный дым сигареты, а пассивный – «необработанный» дым, что хуже.

Вопрос учащимся: Почему люди курят?

Люди курят не потому, что хотят курить, а потому что не могут бросить эту привычку. Начать курить легко, а вот отвыкнуть от курения в дальнейшем очень трудно. Человек становится рабом этой привычки, он медленно уничтожает свое здоровье, которое природа дала для других целей: для труда и созидания, для любви и счастья. Во многих странах активных курильщиков не принимают на работу, дабы сохранить здоровье пассивному курильщику. Эта тенденция существует и в России.

В нашей стране бурный рост числа подростков, употребляющих наркотики. К наркотическим веществам отнесены морфин, кофеин, героин, промдол, кокаин, первитин, эфедрин, гашиш (анаша, марихуана), ЛСД, экстази и др. Эти вещества приводят к изменениям психического состояния человека.

К токсическим веществам относятся некоторые лекарства, средства бытовой химии (растворители, лаки, клеи и др.), алкоголь и никотин.

Вопрос учащимся: Охарактеризуйте человека, употребляющего наркотики, внешний и внутренний мир?

Заболевание наркомания и токсикомания развиваются постепенно. Начинается с единичных случаев, затем становится все более частым и, наконец, систематическим. Каким образом формируется наркозависимость? У каждого человека в головном мозге есть центр удовольствия, который обеспечивает ему хорошее настроение. Человек встретился с друзьями – удовольствие, вкусно покушал – снова удовольствие. Это состояние он ощущает благодаря регулирующим веществам – нейромедиаторов. Они являются психоактивными веществами. Их концентрация в организме ничтожна мала. После искусственного введения наркотиков организм не может регулировать количество вводимых веществ и быстро привыкает, и уже не может без них обойтись. Организм наркомана слабеет, дряхлеет, разрушается иммунная система, что приводит к заболеваниям и далее к гибели.

Вопрос учащимся: Зачем люди принимают наркотики?

Наркотик нужен, чтобы восстановить нормальное психическое состояние. Если его не принять, будет плохое настроение, появится раздражительность, снизится работоспособность. По мере дальнейшего развития болезни влечение начинает проявляться на уровне физической зависимости. Главной заботой для человека становится удовлетворение постоянно возрастающего влечения к наркотику.

Вопрос учащимся: Почему же все новые и новые люди вступают на тропу добровольного самоуничтожения?

Главная причина – наркобизнес, который приносит огромные прибыли. Поэтому для пропаганды их употребления создана целая серия мифов: наркотики бывают легкие, делают человека свободным и помогают решать жизненные проблемы, и, наконец, это модно. У подростков формируется ошибочное мнение: даже если я попробую наркотик, то не стану наркоманом и смогу бросить употреблять его в любой момент. Это страшный обман. Если человек стал употреблять наркотик - это навсегда, обратной дороги нет, болезнь уже началась, а врожденного иммунитета против нее нет.

Борьба с этим злом ведется во всем мире, в том числе и в России. В 1998 году принят закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», в котором установлен запрет на прием наркотиков без назначения врача и предусмотрено создание структур по борьбе с незаконным оборотом и распространением наркотиков.

Необходимо выработать твердую жизненную установку: в любой обстановке и в любых случаях жизни не допустить первой пробы наркотика. Сказать «Нет».

В заключение необходимо отметить, что каждый человек волен сделать свой выбор, по какому пути идти. Если он хочет быть здоровым, жизнерадостным, способным воплотить свои желания в жизнь, прежде, чем взять рюмку спиртного, сигарету или наркотик, надо подумать и принять правильное решение. Он должен научиться твердо говорить: «Нет!».

БЕСЕДА О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ

Беседа проводится в доверительной обстановке. В комнате на стенах развешаны различные материалы о вреде курения.

Беседа основана на нахождении плюсов - минусов курения. Детям предлагается такое упражнение: Лист ватмана делится на 2 столбца. Первый - плюсы курения (называют и вписывают только дети), второй - минусы курения (называют дети, также помогает преподаватель). При вписывании минусов преподаватель рассказывает более подробно о данном минусе.

Вот некоторые минусы:

1. Постоянно приходится тратить деньги на покупку сигарет.
2. Курение приводит к торможению, а затем парализует деятельность клеток ЦНС в том числе вегетативной.
3. Курение приводит к расстройству нервной системы, проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.
4. Курение приводит к импотенции у мужчин.
5. У курящих людей чаще встречаются раковые опухоли, а также рак различных органов и нижней губы.
6. Часто курение приводит к развитию хронического бронхита, сопровождающегося постоянным кашлем и неприятным запахом изо рта и хриплым голосом.
7. Велика роль курения и в возникновении туберкулёза.
8. Часто курящие испытывают боли в сердце.
9. Курение может быть и главной причиной стойкого спазма сосудов нижних конечностей.
10. От веществ, содержащихся в табачном дыму, страдает так же пищеварительный тракт, в первую очередь зубы и слизистая оболочка рта.
11. Гастрит, язвенная болезнь желудка у курящих возникают гораздо чаще, чем у некурящих.
12. Курение может вызвать никотиновую амблиопию.
13. Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин "Пассивное курение".
14. Курение сокращает жизнь.
15. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний.
16. У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии.
17. Курение способствует развитию многих аллергических заболеваний.
18. У курящих подростков слабеет память, среди них чаще встречаются плохо успевающие.

Пояснения:

Исследованиями доказано, в чем вред курения. В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: Никотин, Углекислый газ, Окись углерода, Синильная кислота, Аммиак, Смолистые вещества, Органические кислоты и другие.
1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Курильщика спасает, что эта доза вводится в организм не сразу, а дробно. Статистические данные говорят: по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще заболевают Стенокардией, в 12 раз - Инфарктом миокарда, в 10 раз - Язвой желудка. Курильщики составляют 96 - 100% всех больных Раком легких. Каждый седьмой долгое время курящий болеет Облитерирующим эндартериитом - тяжким недугом кровеносных сосудов.
Табачные изделия готовятся из высушенных листьев табака, которые содержат белки, углеводы, минеральные соли, клетчатку, ферменты, жирные кислоты и другие. Среди них важно отметить две группы веществ, опасных для человека, - никотин и изопреноиды.
По количественному содержанию в листьях табака и по силе действия на различные органы и системы человека никотин занимает первое место. Он проникает в организм вместе с табачным дымом, в составе которого имеются, кроме никотина, вещества раздражающего действия, в том числе канцерогенные (Бензпирен и Дибензпирен), то есть способствующие возникновению злокачественных опухолей, много углекислого газа - 9.5% (в атмосферном воздухе - 0.046%) и окиси углерода - 5% (в атмосферном воздухе её нет).

Никотин относится к нервным ядам. В экспериментах на животных и наблюдениях над людьми установлено, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, нарушение ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток ЦНС в том числе вегетативной. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.

Никотин воздействует и на железы внутренней секреции, в частности на надпочечники, которые при этом выделяют в кровь гормон - Адреналин, вызывающий спазм сосудов, повышение артериального давления и учащение сердечных сокращений. Пагубно влияя на половые железы, никотин способствует развитию у мужчин половой слабости - ИМПОТЕНЦИИ!!! Поэтому её лечение начинают с того, что больному предлагают прекратить курение.

Кроме никотина, отрицательное воздействие оказывают и другие составные части табачного дыма. При поступлении в организм окиси углерода развивается кислородное голодание, за счет того, что угарный газ легче соединяется с гемоглобином, чем кислород и доставляется с кровью ко всем тканям и органам человека.
В эксперименте установлено, что у 70% мышей, которые вдыхали табачный дым, развились злокачественные опухоли легких. Рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. Чем дольше человек курит, тем больше у него шансов умереть от этого тяжёлого заболевания. Статистические исследования показали, что у курящих людей часто встречаются раковые опухоли и рак - пищевода, желудка, гортани, почек. У курящих не редко возникает рак нижней губы вследствие канцерогенного действия экстракта, скапливающегося в мундштуке трубки.

Очень часто курение ведет к развитию хронического бронхита, сопровождающегося постоянным кашлем и неприятным запахом изо рта. В результате хронического воспаления бронхи расширяются, образуются бронхоэктазы с тяжёлыми последствиями - пневмосклерозом, эмфиземой легких, с так называемым легочным сердцем, ведущему к недостаточности кровообращения. Это и определяет внешний вид заядлого курильщика: хриплый голос, одутловатое лицо, одышка.

Велика роль курения и в возникновении туберкулёза. Так, 95 из 100 человек, страдающих им, к моменту начала заболевания курили.

Часто курящие испытывают боли в сердце. Это связано со спазмом коронарных сосудов, питающих мышцу сердца с развитием стенокардии (коронарная недостаточность сердца). Инфаркт миокарда у курящих встречается в 3 раза чаще, чем у некурящих.

Курение может быть и главной причиной стойкого спазма сосудов нижних конечностей, способствующего развитию облитерирующего эндартериита, поражающего преимущественно мужчин. Это заболевание ведет к нарушению питания, гангрене и в итоге к ампутации нижней конечности.

От веществ, содержащихся в табачном дыму, страдает так же пищеварительный тракт, в первую очередь зубы и слизистая оболочка рта. Никотин увеличивает выделение желудочного сока, что вызывает ноющие боли под ложечкой, тошноту и рвоту.

Эти признаки могут быть проявлением и гастрита, язвенной болезни желудка, которые у курящих возникают гораздо чаще, чем у некурящих. Так, например, среди мужчин, заболевание язвенной болезнью желудка, 96 - 97% курили.

Курение может вызвать никотиновую амблиопию. У больного страдающего этим недугом, наступает частичная или полная слепота. Это очень грозное заболевание, при котором даже энергичное лечение не всегда бывает успешным.

Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин "Пассивное курение". В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется значительная концентрация никотина.

Врачи также выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Начиная с начала 1960 годов, стали публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований. И люди ужаснулись! Оказывается: если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь (в среднем) на 4, 6 года по сравнению с некурящими; если курит от 10 до 19 сигарет, то на 5, 5 года; если выкуренных 20 до 39 сигарет - на 6, 2 года.

Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин "С" необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливость и напряжения. Обследовав свыше 2 тыс. Детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С. М. Гавалов выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте, наблюдаются частые острые пневмонии и острые респираторные заболевания. В семьях, где не было курящих, дети были практически здоровы.

У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Так, ученые ГДР В. Гибал и Х. Блюмберг при обследовании 17 тысяч таких детей выявили отставание в чтении, письме, а также в росте.

Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Российскими и зарубежными учеными установлено, что аллергизирующем действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым.

Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются. Вот почему у курящих подростков слабеет память, среди них чаще встречаются плохо успевающие.
В течение нескольких лет ученые проводили наблюдение над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. А теперь посмотрим, какими оказались сравнительные результаты.

Заключение:

Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идет борьба против "пассивного курения" … Сторонники же табака часто ссылаются на то, что многие выдающиеся люди, например, Дарвин, Ньютон, А. М. Горький, композитор С. В. Рахманинов и даже ученый-терапевт С. П. Боткин - курили. Значит, курение не мешало им достичь успехов? Хочу привести здесь некоторые высказывания известных деятелей культуры и науки. Писатель А. Дюма - младший: "…я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь". Л. Н. Толстой, бросив курить, сказал так: "я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружения, тошноту, туман в голове …". Великий врач С. П. Боткин был заядлым курильщиком. Умирая, еще сравнительно не старым (57лет), он сказал: " Если бы я не курил, то прожил бы 10-15 лет ". Сколько бы еще он сделал бы для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от своей пагубной привычке, не смог спасти и себя.
А вот мнение величайшего шахматиста А. Алехина: "…никотин ослабляюще действует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли - способность, столь необходимую для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получил уверенность выигравши матч за мировое первенство лишь тогда, когда отучился от страсти к табаку".

Так говорили о вреде курения для умственной работы взрослого человека выдающиеся люди. Если же вести речь о подростках, то нужно заявить более категорично: УМСТВЕННЫЙ ТРУД И КУРЕНИЕ - НЕСОВМЕСТИМЫ!
Многократный чемпион страны по конькам И. Аниканов писал: "считаю, что мои спортивные достижения в немалой степени связаны с полным воздержанием от курения.

При первом курение першит в горле, учащенно бьется сердце, во рту появляется противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связаны с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться - отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.

Подумайте о том, что мы вам рассказали. Если ты считаешь, что вред, наносимый курением твоему здоровью маячит где-то далеко, а может быть, и вообще минует тебя, - ты ошибаешься. Посмотри внимательно на курящего, на цвет его лица, кожу, пальцы, зубы, обрати внимание на голос. Ты можешь заметить внешние признаки табачной интоксикации.

Некоторые считают, что сигарета придает девушке элегантность. Скорее, она придает ей вульгарность.

Очень важно, что бы вы сейчас поняли, что в будущем, когда вы станете родителями, вред, наносимый курением вашему здоровью сегодня, может непоправимо отразиться на развитии ребенка и ещё задолго до рождения.

Беседа о вреде алкоголя

Цель беседы: Помочь учащимся глубже осмыслить и значительно расширить их знания о вредном влиянии алкоголя на психическое и нравственное формирование человека, разъяснить какой вред наносит пьянство и алкоголизм обществу, и указать возможные пути борьбы с ним.

На доске написан эпиграф:
Пьянство есть упражнение в безумстве
Пифагор

Ход беседы:
Педагог: Как вы, наверно, заметили анкета анонимная. Порой употребляя алкоголь, ребята хотят казаться взрослыми, но взрослым открыто признаться бояться. Возникает вопрос, для кого вы хотите показать свою взрослость?
Участники: Отвечают на поставленный вопрос.
Педагог: Часто пьяный бывает опасен для себя и окружающих, т.к. совершает поступки, на которые в трезвом состоянии никогда не решился бы. В ряде случаев пьяные склонны к немотивированным импульсивным поступкам, наносят себе и окружающим телесные повреждения. Бывает и так, что в опьянении извращается характер: спокойные и сдержанные становятся раздражительными, склонными к пьяным дебошам. С нарастанием опьянения речь становится бессвязной и непонятной, теряется способность к разумному суждению. Внимание и память резко ослабевают, опьяневшие путают людей, предметы, заговаривают сами с собой и с неодушевленными предметами.
Порой молодые люди выпивают, перед тем как пойти на вечеринку или дискотеку, чтобы повысить настроение. Бывали у вас такие случаи? Видели таких людей на вечеринках, охарактеризуйте их поведение как сторонний наблюдатель.
Участники: Делятся впечатлениями, воспоминаниями
(Педагог акцентирует внимание на негативных моментах)
Педагог: При легкой степени опьянения возникает выраженная в нерезкой форме эйфория – приподнятое настроение, что ведет к переоценке своих сил, способности и возможностей. Опьяневшие делаются веселыми, беззаботными, завязывают разговоры и дружеские отношения с незнакомыми людьми. Они громко говорят, рассуждают, поют, навязываются с разговорами к окружающим. В состоянии опьянения обычно заостряются характерные особенности опьяневших. Такие лица могут быть несдержанны, бестактны, придирчивы, назойливы, бесцеремонны, нередко они теряют стыд, чувство такта, человеческого достоинства. У некоторых после изрядной выпивки сразу наступает отупение, они мало контактируют с окружающими, фаза приподнятого настроения у них отсутствует.
Знаете ли вы, почему так происходит?
Участники: Высказывают свои предположения.
Педагог: Во время алкогольного опьянения в первую очередь страдает тормозной процесс, т.е. исчезает охрана коры головного мозга, и клетки быстро истощаются. Алкоголь действует на процесс раздражения, в результате резко угнетает высшую нервную деятельность.
Отсюда становится понятно, почему незначительный повод, на который трезвый не обратил бы внимания, вызывает у пьяного бурную реакцию (ослабление тормозного процесса). При больших дозах алкоголь значительно расстраивает согласованную деятельность коры и низлежащих центров (подкорку), иногда парализуя передачу возбуждения с одной клетки на другую. В этом и заключается физиологический механизм поведения пьяного человека.
Алкоголь, действуя на различные участки мозга, лишает их кислорода, необходимого для нормального функционирования клеток. У пьяного человека в мозгу возникает большое число мелких кровоизлияний, значительное число в сосудах закупоривается. Постепенное увеличение потерь клеток головного мозга проявляется в замедленной реакцией человека и снижении его интеллектуальных способностей. Когда пьющий человек умирает, вскрытие показывает громадное число атрофированных участков мозга. Т.е., когда человек выпивает пусть нерегулярно время от времени, в его мозгу происходят необратимые изменения.
На какие органы еще влияет алкоголь?
Участники: Рассказывают о болезнях, вызываемых спиртными напитками.
(Педагог вносит необходимые дополнения по ходу беседы)
Педагог-психолог: Но вы не назвали еще один фактор. Общество несет по виде пьющих неисчислимый урон – во многого раз больший, нежели доход от продажи спиртного. И в ряду социальных зол алкоголизм занимает далеко не последнее место. Это распавшиеся семьи, быстрая потеря квалификации еще вчера хорошим специалистом, труженик, превратившийся в тунеядца, полезный член общества, скатившийся к преступлению.
Установлено, что даже самые маленькие дозы алкоголя снижают производительность труда у разных людей но 5-10%. Даже у умеренно пьющего человека отмечается снижение производительности труда на 4-5%, в то время как у алкоголика в состоянии похмелья трудоспособность может снижаться на 50%. Следует помнить, что убыточность производства только по одной этой причине тем выше, чем выше профессиональная квалификация работающего пьяницы и алкоголика.
У тех, кто выпивает по воскресеньям, производительность труда в понедельник снижается на 10-13%. А после больших праздников норма выработки снижается на 25-30%.
Приведите, пожалуйста, примеры из вашего опыта, когда алкоголь изменил судьбу человека или повлиял на нее.
Участники: Описывают примеры, с которыми сталкивались.
Педагог: Хорошо, мы достаточно много узнали, но скажите, как бороться с пьянством?
Участники: Высказывают варианты лечения, профилактики.
(Педагог по мере необходимости вносит дополнения)
Педагог: Привыкание к алкоголю у подростков может наступить через 1-1,5 года, т.е. значительно быстрее, чем у взрослого. Вот почему для учащихся недопустимы даже небольшие дозы алкоголя. Предупредить алкоголизм легче, чем лечить его.
Вот, например, вам иногда кажется: стоит закурить или выпить водки – и ты уже «Настоящий мужчина». В твоей группе есть, наверное, такие ребята. На переменках они собираются в уборной, курят, сплевывая на пол, через слово ругаются. Когда ты был поменьше и поглупее, ты немножко завидовал их развязности и тоже хотел стать «мужчиной». А может, уже присоединился к ним.
Что ж, нет ничего проще. Можно и закурить. Сначала будет кружиться голова, а потом привыкнешь. Но зачем?
Сила человека заключается совсем не в том, чтобы делать запретное. Это только кажется силой, а в действительности это слабость.
Один из хороших способов укрепить волю – не поддаваться дурным соблазнам. Стань выше тех, кто смеется над тобой, когда ты отказываешься закурить. Скажи самому себе: «Водку не пью».

Конечно, может случиться так, что при этом ты потеряешь кое-кого из своих дружков, а то и врагов наживешь. Быть «не как все» немножко опасно.
Но зато ты выиграешь в глазах настоящих людей. И в своих собственных. Дело ведь не в том, что кто-то запретил тебе курить, пить, играть на деньги. Ты сам себе запретил это – значит, у тебя есть воля.
Заключение и выводы:
Педагог: Надеюсь, теперь вы измените взгляд на алкоголь. Примеры, которые были приведены, показывают, что пьянство – это красивая обвертка горя и зла. Запомните, физическая культура, спорт, занятие в кружках, правильная организация свободного времени предупреждают развитие вредных привычек, в том числе и привычки к употреблению спиртных напитков. Хочу пожелать вам, не уподобляться серой массе невежд, возводящих пьянство, чуть ли не в национальную гордость.


Планы-конспекты учебно-тренировочных занятий

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО КИКБОКСИНГУ

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

1. Обучение и совершенствование координации движений в ударах, защитных действиях и передвижении.

2. Развивать отдельные физические качества боксера: силовой и скоростно-силовой выносливости, быстроты, ловкости, координации движений в ударах, защитных действиях и передвижении.

3. Воспитывать волю и стремление к победе.

4. Здоровье-сберегающая- профилактика переутомлений, травм.

Инвентарь : скакалки, боксерские перчатки, гантели, секундомер.

№/п Содержание занятия дозировка Организационно-методические указания
1. 1.1 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 2. 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 3.0 3.1. 3.2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: Построение. Проверка присутствующих. сообщение задач занятия. разминка в движении. Ходьба обычная, на носках, на пятках, внутренняя сторона стопы, внешняя сторона стопы. И.п. Руки вперед 1-4 круговые вращения кистями во внутрь; 5-8 тоже наружу; 1-4 круговые вращения руками вперед; 5-8 назад; И.п. тоже 1-4 разноименные вращения, левая вперед, правая, назад; 5-8- тоже в другую сторону; И.п. – тоже 1-2 скрестные движения руками И.п. – руки внизу 1-4 круговые вращения плечами в локтевом суставе вовнутрь; 5-8 наружу; Бег: - обычный - в различных направлениях; - с ускорением; - упражнения на восстановление дыхания; Разминка на месте: И.п. – О.С. 1-2 наклон влево; 3-4- наклон вправо; И.п. – Руки за головой, ноги на ширине плеч 1- 2 поворот вправо; 3-4 поворот влево; И.п. – наклон вперед руки встороны; «Мельница». 1 – поворот влево 2 – поворот вправо; И.п. – фронтальная стойка 1 – поворот влево – шаг правой; 2 – поворот вправо – шаг левой; И.п. – тоже 1 – шаг правой ногой левой прямой рукой имитация удара в голову; 2 – правой; Прыжки на скакалке; ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Отработка прямого удара левой рукой в голову с шагом вперед и прямого удара правой рукой в голову с шагом назад. Отдых. Отработка прямого удара правой рукой в голову с шагом вперед и прямого удара левой рукой в голову с шагом назад. Отдых. Отработка прямого удара левой рукой в голову с шагом назад и прямого удара правой рукой в голову с шагом назад. Отдых. Отработка прямого удара правой рукой в голову с шагом назад и прямого удара левой рукой в голову с шагом назад. Отдых. Работа с партнером: Отработка защиты отбивом левой ладонью вправо от прямого удара левой рукой в голову. Отдых. 2 раунд. Тоже упр. Отдых. Отработка защиты отбивом левой ладонью вправо от прямого удара правой рукой в голову. Отдых. 2 раунд. Отдых. Отработка защиты уклоном вправо-вперед от прямого удара левой рукой в голову. Отдых. Разучивание защиты отбивом правой ладонью влево от прямого удара левой рукой в голову. Упражнения с гантелями, со скакалкой. На перекладине. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Построение. Подведение итогов занятия. Домашнее задание. 15 мин. 2 мин. 3 мин. 5мин. 4 мин. 5 мин. 1 мин. 65 мин. 3 мин. 1 мин. 3 мин. 1 мин. 3 мин. 1 мин. 3 мин. 1 мин. 3 мин. 1 мин. 3 мин. 1 мин. 3 мин. 1 мин. 3 мин. 1 мин. 4 раунда 12 мин. 4 мин. 4 раунда 12 мин. 4 мин. 16 мин. Спина прямая, голову не опускать. Движения ритмичные, следить за правильностью выполнения упражнения. Движения подразноименную ногу спина и руки прямые Подбородок прижать, плечи «раскрыть», взгляд «исподлобья». Сжимать кулак. Следить за правильностью выполнения упражнения. Удары в одну точку; Держать стойку; Подбирать руки; Движения на носках; В боевой стойке: два спиной, два лицом вперед; Двигаться, бить – выпрямлять руки, сжимать кулак, разворачивать плечи, вставлять бедро. Разворачивать плечи, сжимать кулак, вставлять бедро. Двигаться, бить, подбирать ногу. Двигаться, «поддергивать». Бить – разгибать руки. Дергать, комбинировать. Бить сжимать кулаки. «вставлять бедро». Подбирать ноги. Разворачивать плечи. Бить – «раздергивать». «Перекрываться». Подбирать ногу. Комбинировать. Перекрыться и добавить связку к последнему удару связки. Удары с шагом в сторону.

Анна Гладкова
Занятие-беседа «Мой выбор - здоровый образ жизни»

Государственное казенное учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних»

Тема : «Мой выбор здоровый образ жизни »

Форма проведения : беседа.

Воспитатель :

Гладкова А. С.

Третья реабилитационная группа

Целевая аудитория : несовершеннолетние 14-18 лет.

Форма и методы работы : аналитическая беседа, выступление воспитанников по проблемным вопросам, ответы на поставленные вопросы.

Цель : пропаганда жизнь и жизнь окружающих .

Задачи :

здоровый образ жизни ;

воспитывать потребность в здоровом образе жизни .

Ожидаемый результат : сформированность представления у детей потребности в здоровом образе жизни , желания укреплять своё здоровье .

Оборудование : плакаты с пословицами и поговорками, картинки, работы учащихся, сигарета, тест «Твое здоровье » .

План :

1. Начало занятия : Приветствие.

2. Вводная часть : краткое введение в тему занятия , дети делятся на две команды.

3. Основная часть : представление команд, беседа на тему «Здоровье » , тестирование.

4. Заключительная часть : подведение итогов, рефлексия.

Тема : «Мой выбор здоровый образ жизни »

Цель : пропаганда здорового образа жизни воспитанников ; способствовать росту самосознания и самооценки подростков, чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих .

Задачи :

распространить среди подростков информацию о том, к каким последствиям может привести курение, употребление алкоголя и наркотических средств;

сориентировать воспитанников на здоровый образ жизни ;

развить умение аргументировать свою точку зрения;

помочь воспитанникам выработать зрелую, обоснованную позицию в отношении употребления наркотиков, осознать глубину данной проблемы;

воспитывать потребность в здоровом образе жизни .

Ход занятия.

1. Начало занятия .

Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья . Вот и я обращаюсь к вам - здравствуйте. Я в начале нашей встречи хочу вам пожелать самого главного и необходимого для каждого человека – это здоровья .

2. Вводная часть.

Наше занятие мы посвятим одной из важных тем наших дней – здоровому образу жизни ! Тема нашего занятия : «Мой выбор – Здоровый образ жизни » .

Сегодня я предлагаю Вам не простую беседу. Я предлагаю вам разнообразные формы общения на занятии : это и беседа, встреча с интересными людьми, ответы на вопросы и дискуссия, творческое задание и, конечно же, игра.

А, как и принято, в любой игре, мы разделимся на 2 команды, придумаем название к своей команде и девиз. Я думаю, что вы уже готовы, так как заранее было уже сказано. Пожалуйста, представляем свои команды.

3. Основная часть.

У нас сегодня присутствуют две команды : команда «Okey!» и «Волна» . Молодцы очень интересные названия и девизы команд.

Сегодня мы с вами должны обсудить очень важное для всех людей на Земле понятие : здоровье человека . Каждый стремиться стать счастливым. У настоящего счастья две стороны. Первая – счастья общения, взаимопонимания, вторая – счастье творческого труда, в котором, самоутверждается личность. Давайте вместе подумаем, что же может помешать нам достичь своих жизненных идеалов и целей (воспитанники отвечают на поставленный вопрос, называя разные причины) .

Воспитатель : давайте ответим на вопрос : что такое здоровье ? Каждая группа попытается сформулировать собственное определение понятия «здоровье » . Сначала письменно фиксируете выработанное за 3-4минуты решение, а затем каждая из команд назовет свой вариант.

По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье - это состояние полного физического и социального благополучия».

«Здоровье – это состояние духа, эмоционально-психической и физиологической сфер жизнедеятельности человека , которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, ответственности за него.

В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «здоровье » рассматривается как правильная, нормальная деятельность организма.

Здоровье – состояние животного тела или растения, когда все жизненные отправления идут в полном порядке, отсутствие недуга, болезни» (В. И. Даль. Толковый словарь) .

Почему мы выбрали именно эту тему для нашей встречи?

Изречения известных людей :

1. «Кто крепок телом, тот может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно , в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства» (Эпиктет)

2. «Тысячи вещей необходимы здоровому , и только одна больному : здоровье » (Вильде)

3. «Здоровье – всему голова »

4. «Здоровому все здорово

5. «Здоровье дороже денег »

6. «Здоров будешь , всего добудешь»

Ваши ответы правильные и самое главное, о чем вы сами сказали, эта тема очень актуальна.

Актуальность ЗОЖ вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни , увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья .

Здоровье человека – это главная ценность в жизни . Его не купить ни за какие деньги! Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты , не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач , не сможете полностью реализоваться в современном мире.

Поэтому наша сегодняшняя встреча будет проходить под девизом «Мы за ЗОЖ!»

Жизненный опыт показывает , и каждый может найти этому подтверждений, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того как недуг даст о себе знать.

Можно предотвратить все гораздо раньше, и для этого не потребуется никаких сверхъестественных усилий. Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни !

ЗОЖ предполагает оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким, позитивное восприятие жизни . Он позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье .

ЗОЖ в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию нашего государства и здорового общества .

С чего же должен начинаться наш день, чтобы с утра уже мы позаботились о своем здоровье ?

Воспитанники : с зарядки!

Воспитатель : Правильно! Я тоже Вам предлагаю встать и под музыку сделать веселую зарядку, ведь это одна из форм укрепления здоровья .

Каждый человек должен осознать, что ЗОЖ - это успех, личный успех каждого.

Многие из вас могут сказать, ну, сколько можно говорить об одном и том же? Тем более это нас не коснется, мы ведем правильный образ жизни .

Чтобы получить ответ на этот вопрос я предлагаю поучаствовать в небольшом тестировании, ответив на несколько вопросов. Перед вами находится листок и карандаш, посчитай количество баллов за ваши ответы.

Тест «Твое здоровье » .

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов занятий у меня начинает болеть голова.

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться дома.

5. Я почти не занимаюсь спортом.

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. Быстро устаю после физических нагрузок.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.

Результаты.

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья , вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить. Вам немедленно нужно изменить свои привычки, иначе…

Результат получился не тот, которого вы ожидали. Только при здоровом образе жизни мы можем хорошо себя чувствовать, жить и учиться.

Здоровье – самое замечательное состояние нашего организма. Когда мы с вами здоровы , чувствуем себя хорошо, мы спокойны. Учеба и работа доставляют нам удовольствие. Мы легко занимаемся спортом и с радостью развлекаемся. В состоянии здоровья все органы нашего тела прекрасно функционируют, организм легко справляется с различными неблагоприятными влияниями окружающей среды.

Почему именно здоровье лежит в основе благополучия любого человека?

А сейчас я предлагаю немного разнообразить наше общение . Под музыку я предлагаю взять из конвертов вырезанные на часть полоски бумаги и сложить в таком порядке, чтобы можно было прочитать высказывания о здоровом образе жизни .

Что мешает людям быть здоровыми ?

Среди негативных факторов, влияющих на здоровье , ребята должны называть несоблюдение режима дня, неправильное питание, отсутствие постоянного движения, а также курение, употребление алкоголя, наркотиков. Их определяют как пагубные привычки

Доводы : Здоровье – основа благополучия.

Что губит наше здоровье ? Предложить детям сделать рисунки вредных привычек, а после рассказать о них.

В конце на доске записываются последствия, которые несут за собой негативные привычки :

1. они делают человека нездоровым , возникают заболевания практически всех органов;

2. делают человека непривлекательным (желтые зубы при курении, быстрое старение, некрасивая фигура) ;

3. стоят больших денег (сами ПАВ и лечение от последствий их применения и неправильного образа жизни );

4. могут привести к нарушению закона;

5. подрывают доверие окружающих, разрушают межличностные отношения, приводят к разрыву семей;

6. отрицательно сказываются на карьерном росте и благосостоянии;

7. могут стоить жизни (смертельное заболевание, автокатастрофа, несчастный случай из-за опьянения, отравление)

Великие изречения :

1. «Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни» (Авиценна) .

2. «В молодости человек тратит здоровье на то , чтобы заработать деньги, а в старости тратит деньги, чтобы выкупить здоровье , но никому пока это не удалось» (Индийское изречение) .

3. «Если не бегаешь, пока здоров , придётся побегать, когда заболеешь» (Гораций) .

4. «В стакане тонет больше людей, чем в море»

5. «Пользуйся настоящими удовольствиями так, чтобы не повредить будущим» (Сенека)

Здоровый образ жизни – анти отравляющее воспитание, осознание опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развитие нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. Основными показателями сформировананости ЗОЖ считают развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных предписаний жизни (В. А. Мижериков) .

Каждый человек обязан знать, что вредит его здоровью и , наоборот, что может быть ему нужным и полезным. Сохранение и укрепление здоровья - дело каждого . Человек - хозяин своей судьбы, своего счастья и здоровья . Несомненно, врожденные недуги сказываются на жизни людей . Но; имея хронические заболевания, многие продолжают жизнь активно и плодотворно. Просто необходимо усвоить, строго и неукоснительно соблюдать рекомендации и наставления здорового образа жизни .

Задание. Продумать к следующим вопросам ответы :

1) Почему люди курят, употребляют алкоголь, наркотики?

2)Как употребление ПАВ влияет на их здоровье , внешний вид и жизнь людей ?

3)Почему после школы многие прекращают заниматься физкультурой?

4. Заключительная часть.

Ребята, сегодня мы говорили о том, что здоровье – это самая большая ценность для человека. Мы построили наш «дом здоровья » . Пусть он будет крепким, надёжным и долговечным.

Желаю вам :

1. Никогда не болеть;

2. Правильно питаться;

3. Быть бодрыми;

4. Вершить добрые дела.

В общем, вести здоровый образ жизни !

Рефлексия

Что интересного вы узнали сегодня?

Какие выводы для себя сделали?

Цель проведения:


План проведения:






(Ответы учащихся).



Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала,
Говорить, что я лентяй!
- О чём мечтал Петя?
- Мечтаете ли вы об этом?




-Чем человек питается?


- Продолжите сказку: «Жил-был один король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда».

- Что вы посоветуете ей?

4. Помоги себе сам.


б) Есть полезную пищу.
в) Чистить зубы.
г) Мыть руки.



Всех ребят из нашего двора?
Потому что утром рано

Потому что водой из-под крана
Обливаюсь я каждый день.




6. Как помочь больному?

При ознобе:
1. Укутать:
2. Дать тёплое питьё.
3. Положить грелку.
При высокой температуре:
1. Чаще проветривать комнату.
2. Давать часто питьё.

4. Сделать обтирание.
6. О вредных привычках.

Разве что-то есть на свете,
Что надолго можно скрыть?
Пятиклассник Петя Рыбкин
Потихоньку стал курить.
У парнишки к сигаретам
Так и тянется рука.
Отстаёт по всем предметам,
Не узнать ученика!
Начал кашлять дурачок
Вот что значит – табачок!
-Каковы последствия курения?




Чтобы сохранить здоровье: НИКОГДА НЕ НАЧИНАЙ КУРИТЬ, НЕ ПРОБУЙ СПИРТНОГО, НЕ ПРИКАСАЙСЯ К НАРКОТИКАМ!
7. Подведение итога.
-Чтобы улучшить и сохранить своё здоровье, вам необходимо вести здоровый образ жизни.


Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!


к здоровому образу жизни





5.Одевайся по погоде!


Скачать:


Предварительный просмотр:

«Беседа о здоровом образе жизни»

Цель проведения:

Учиться быть здоровым душой и телом;

Стремиться творить своё здоровье (сохранять и укреплять здоровье);

Расширение кругозора учащихся.

План проведения:

1. Сообщение темы, целей занятия.

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нём жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя сыновья часто и подолгу болели.

Правитель приглашал во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старший из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведение и умение помочь себе и другим во трудных ситуациях».

Ведь здоровье – это самое ценное, что есть у людей, а значит, его надо беречь. Наш классный час посвящён тому, как быть здоровым, как закаляться, соблюдать личную гигиену, хорошо трудиться и умело отдыхать.

2. Беседа по теме «Личная гигиена человека».

Как вы думаете, можно ли заболеть от несоблюдения личной гигиены? Что такое личная гигиена? Назовите известные вам правила личной гигиены.

(Ответы учащихся).

Правильно, ведь чистота – залог здоровья! (Лексическое значение пословицы).

Грязь и неряшливость в одежде – это пренебрежение к своему здоровью, а нечистоплотность – это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся, они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать родителям в домашних делах.

Подумайте, среди вас есть такие? (Ответы детей) Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает».

Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло,

Хорошо бы это было!

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все свои места –

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай, гуляй, да отдыхай!

Тут и мама б перестала,

Говорить, что я лентяй!

О чём мечтал Петя?

Мечтаете ли вы об этом?

Почему чистота и здоровье связаны между собой? Запомните: Чистота - лучшая красота.

Кто аккуратен – тот людям приятен.

3. Беседа о правильном питании.

Здоровое питание – одна из основ здорового образа жизни. Здоровое питание должно быть регулярным, разнообразным, богатым овощами и фруктами.

Чем человек питается?

Какие органы помогают человеку питаться? (Органы пищеварения).

Как происходит этот процесс? Пища попадает в рот, смачивается слюной, мы жуём её зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается её переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник, где окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам. Но не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. В школьной столовой готовят блюда из полезных продуктов, поэтому вам необходимо съедать всё, что предлагают наши повара. Правильное питание - условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

Продолжите сказку : «Жил-был один король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда».

Какая случилась беда с принцессой?

Что вы посоветуете ей?

Подумайте о том, правильно ли вы питаетесь?

4. Помоги себе сам.

Как вы думаете, что необходимо делать, улучшить или сохранить своё здоровье?

а) Улыбаться, говорить друг другу добрые слова.

б) Есть полезную пищу.

в) Чистить зубы.

г) Мыть руки.

д) Выполнять утреннюю физкультуру.

Вот как заботится о себе герой стихотворения:

Почему я не болею, почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора?

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водой из-под крана

Обливаюсь я каждый день.

4. Беседа о сочетании труда и отдыха.

Учёба в школе,серьёзный труд. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом, соблюдать режим дня.

5. Игра - соревнования «Кто больше».

Назовите, какие болезни вы знаете, назовите признаки болезней.

6. Как помочь больному?

Что надо сделать, если заболел твой брат (сестра) или сам? (Сказать об этом взрослым. Если нет взрослых дома, надо помочь больному).

При ознобе:

1. Укутать:

2. Дать тёплое питьё.

3. Положить грелку.

При высокой температуре:

1. Чаще проветривать комнату.

2. Давать часто питьё.

3. Положить на голову холодный компресс.

4. Сделать обтирание.

6. О вредных привычках .

Самые вредные привычки – это курение, употребление спиртного и наркотиков. Курение очень вредно для лёгких и всего организма. Очень плохо, когда курить начинает ребёнок. Он хуже растёт, быстрее устаёт при работе, плохо учится, часто болеет.

Разве что-то есть на свете,

Что надолго можно скрыть?

Пятиклассник Петя Рыбкин

Потихоньку стал курить.

У парнишки к сигаретам

Так и тянется рука.

Отстаёт по всем предметам,

Не узнать ученика!

Начал кашлять дурачок

Вот что значит – табачок!

Каковы последствия курения?

Что происходит, если кто-то курит, а вы находитесь рядом? (вдыхаем часть дыма).

Что нужно сделать в таком случае? (отойти).

Алкоголь при неумеренном употреблении вызывает заболевания желудка и других органов, нарушает работу всего организма. Особенно опасен алкоголь для детей. Даже несколько глотков спиртного могут вызвать у ребёнка сильное отравление.

Наркотики – вещества, разрушающие организм человека. Попробовав наркотик раз или два, человек привыкает к нему и уже не может без него обходиться. У него развивается тяжёлая болезнь – НАРКОМАНИЯ, вылечить которую очень трудно. Распространение наркотиков – преступление, за которое строго наказывают.

7. Подведение итога.

Если вы заболели, вы должны обязательно прийти на приём к врачу.

И чтобы ощущать себя здоровыми, весёлыми, помните слова:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

Памятка для учащихся по формированию привычки

к здоровому образу жизни

Если ты хочешь быть здоровым и успешным сегодня и завтра, не забывай выполнять эти простые действия, которые помогут тебе достичь результатов не только в сохранении своего здоровья, но и в учении, общении с друзьями и просто в жизни.

1.Вставай всегда в одно и то же время!

2.Основательно умывай лицо и руки, неукоснительно соблюдай правила личной гигиены!

3.Утром и вечером тщательно чисти зубы!

4.Проводи достаточное количество времени на свежем воздухе, занимайся спортом!

5.Одевайся по погоде!

6.Делай двигательные упражнения в перерывах между выполнением домашних заданий!

7.Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах!

8.Занимайся спортом, учись преодолевать трудности.


По вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни:

1-4 классы

2. "Чтобы зубы не болели".

3. "Беречь глаз как алмаз".

4. "Да здравствует мыло душистое".

5. "О хороших привычках".

6. "Учимся отдыхать".

7. "Загадки доктора Неболита".

8. "Ты и телевизор".

9. "ТВ + здоровье".

10. "Твой режим дня".

11. "Не видать грязнулям счастья".

12. "Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение".

13. Цикл классных часов "Как уберечь себя от беды".

14. Цикл классных часов "Наше здоровье в наших руках".

15. Инструктажи по предупреждению травматизма (ПДД, поведение на уроках физкультуры, правила техники безопасности на уроках труда, во время прогулок, экскурсий и походов).

5-7 классы

1. Цикл бесед "Гигиена школьника".

2. "Здоровые привычки - здоровый образ жизни".

3. "Я здоровье берегу, сам себе я помогу".

4. "Кто наши враги".

5. "О спорт, ты - мир!".

6. "Режим питания".

7. "Вредные привычки и их преодоление".

8. "Пока горит свеча".

9. "Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных привычек".

10. "Бросай курить - ты уже не маленький".

11. "Память: как ее тренировать".

12. "Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма человека".

13. "Сотвори себя сам".

14. "Нет наркотикам".

15. "О ВИЧ-инфекции".

16. Занятия по профилактике наркомании.

8-9-е классы

1. Цикл бесед "Гигиена умственного труда".

2. "Зависимость здоровья человека от окружающей среды".

3. "Вредные привычки и здоровье человека".

4. "Здоровье человека XXI века".

5. Гармония тела и духа".

6. "Кушайте на здоровье".

7. "Прелести "свободной любви""

8. "Умение управлять собой".

9. "Крик о помощи".

10. "Прощайте, наркотики!".

11. Занятия по профилактике наркомании.

12. "Суд над наркоманией".

13. "Исцели себя сам".

14. "Экзамены без стресса".

15. "Сделай правильный выбор".

16. "Разговор на чистоту".

17. Акция "Внимание, СПИД!".

18. "Не оборви свою песню!".

Тематика родительских собраний и других мероприятий для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни (с привлечением медицинских работников):

1. "Здоровье ребенка в руках взрослых",

2. "Здоровая семья: нравственные аспекты",

3. "На контроле здоровье детей",

4. "Режим труда и учебы",

5. "Физическое воспитание детей в семье",

6. "Алкоголизм, семья, дети",

7. "Пагубное влияние курения табака на здоровье человека",

8. "Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности",

9. "Вредные привычки у детей",

10. "Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу",

11. "Вопросы, которые нас волнуют",

12. "Эти трудные подростки",

13. "Взрослые проблемы наших детей",

15. "Курение и статистика",

16. "Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) - реальность или миф",

17. "Наркотики в зеркале статистики",

18. "Социальный вред алкоголизма",

19. "Психология курения",

20. "Нецензурная брань - это тоже болезнь".

21. Наблюдения родителями режимных моментов в детском саду, содержащих в себе оздоровительный эффект.

22. Обучение родителей оздоровительным технологиям.